16+
  • $:93.4409
  • €:99.5797
Вт 23 апреля, 09:50, °C,

Как хоперские казаки в Ирландии гостевали

О прославленном народном казачьем ансамбле песни и пляски «Хопер» писали не раз, а вот о его зарубежных гастролях рассказано мало. Мы решили восполнить пробел и встретились с экс-артистами легендарного коллектива. Они поделились воспоминаниями о том, как потомки урюпинских казаков покоряли капиталистические страны. Первой была Ирландия. Произошло это в 1978 году.


Железный занавес между СССР и капиталистическим миром начнет рассыпаться только в конце 80-х, а потому всех выезжающих за границу серьезно готовили. Инструктировали: по одному не ходить, в споры не вступать, ценные подарки не принимать. В РДК приводились в порядок сценические костюмы и реквизит. А домашняя подготовка к отъезду была нацелена на то, чтобы выжить за границей при любой форс-мажорной ситуации. На случай внезапной «голодовки» наши артисты умудрились засунуть в чемоданы по несколько банок тушенки, мясного паштета, полукопченую колбасу и шматки сала с вареными яйцами.
— Сначала нас отвезли в Москву, оттуда полетели в Лондон, — вспоминает поездку Татьяна Бобро. — Столица Великобритании запомнилась огромным зданием аэропорта с движущимися дорожками, необычным интерьером и мигающими вывесками. Только в девяностых годах мы узнали, что это были рекламные щиты. Удивили и люди, которые вольготно расположились на полу и читали, облокотившись о стену. Мы же, стараясь не сутулится, сидели на топчанах и шепотом обсуждали западные диковинки. Не до разговоров было Александру Попову, на которого была возложена охрана общей казны.
По словам нашей собеседницы, такое могли поручить самому ответственному человеку. Наличность в долларах он надежно запер в кожаном дипломате, который пристегнул к руке металлической цепочкой — на всякий случай.
Ближе к вечеру в аэропорт приехала интеллигентная дама —представитель консульства, которая предложила артистам переночевать в мотеле.
— Саша сказал как отрезал, что деньги из дипломата можно тратить только в экстренных случаях. Мы посоветовались и решили: такой момент еще не наступил, можем переспать на топчанах, — улыбнулась Татьяна Борисовна. — Уснули на дорожных баулах. Зато государственные деньги в иностранной валюте сберегли.

Разбудили урюпинцев шерифы, которые неспешно осматривали зал ожидания. За ними передвигались два индийца с моющими пылесосами. Вот это был верх мечтаний советских домохозяек — ни веника, ни швабры, ни ветоши в руках! Подобная чудо-техника у нас появилась спустя пятнадцать лет.
—Посадили нас в самолет, смахивающий на «кукурузник». Он доставил нас в город Корк на юго-западе Ирландии. Первое, что меня поразило, — это воздух, насыщенный запахом свежескошенной травы, — вспоминает Татьяна Борисовна.
При таможенном досмотре ирландские служебные собаки чуть не сошли с ума от ароматов советского конфиската. Люди старшего поколения помнят запах колбасы из цехов Урюпинского мясокомбината. Невозмутимые ирландские таможенники изъяли всю снедь, хотя наши казаки просто так не сдавались: несколько банок тушенки и пара хоперских вяленых лещей все же пересекли границу в голенищах сценических сапог и сыграли благую роль в этой загранкомандировке.
После таможенного досмотра артистов разместили в приличном отеле, где постель менялась каждый день и белье заправлялось не по-нашему. А еще в каждом номере была глянцевая сантехника без краников, но с бесчисленным количеством кнопок. Жили в номерах по три-четыре человека, поэтому очередей на утренние процедуры никогда не было, и все успевали собраться к отправлению в театральный клуб.
— Нас делегировали в Ирландию на международный смотр, который был приурочен к столетию хорового искусства, — уточняет Лариса Маликова, еще одна участница «Хопра». — Среди выступающих были фольклорные группы, хор регентов и мы — незнакомый зарубежному зрителю коллектив казачьей песни и танца из Советского Союза. «Хопер» пригласили, чтобы внести творческую изюминку в концертную программу.
— За полчаса до выхода на сцену ко мне подошел человек из посольства. Намекнул на то, что публика здесь чопорная и наша задача — удивить зрителя и подзадорить, — вспоминает первое заграничное выступление основатель и руководитель ансамбля Виталий Борцов. — Выглянул я из-за кулис и вздрогнул. В зале одни аристократы: кто в меховых манто пришел и дорогих костюмах с накрахмаленными воротничками, у кого-то перчатки на руках. В этот момент я понял, что мне не за артистов переживать надо, а за зрителей: поймут ли казачий колорит? Первую песню отыграли — тишина, вторую — еле хлопают. Решил тогда танец пустить с фланкировкой шашками, дробью да переходами. И зрители начали на местах пританцовывать, аплодировать без перчаток— зал ликовал!
В день давали по два-три концерта, в отель приезжали уставшие и голодные.
— Кормили в Ирландии хорошо, порции были большими, блюда — вкусными, — рассказывает Татьяна Бобро. — Все хлебобулочные изделия нужно было брать с сервировочной тарелки, которая стояла на столе в дальнем углу. Ирландские официантки долго не могли понять, почему с приходом казаков выпечка исчезает за несколько минут? После пятой подачи сообразили — принесли нам огромный поднос с горой хлеба. А после шептались: русские не горячительное литрами поглощают, а хлеб килограммами сметают!
Советские артисты за границей не хлебом единым подпитывались: охотно посещали выставки, экскурсии и культурные встречи.
— Однажды женскую часть хоровой группы до отеля провожал мужской хор из Болгарии. Специально для нас, хоперских казачек, сотня болгар затянула русскую народную «Степь да степь кругом». Такого исполнения этой песни я больше никогда не слышала, — вспоминает Лариса Маликова. — Устраивали для наших земляков и пикники со свининой на вертеле. Показывали водопады, от которых веяло озоновой свежестью, прохладой и приторным запахом зелени. На фоне ирландских достопримечательностей фотографировались с мэром города, который любезно улыбался представителям советской культуры.
Через две недели переполненные заграничными впечатлениями артисты прибыли в аэропорт. Рейс задержали на несколько часов. Измученные ожиданием и голодом, вспомнили о припасах, которые припрятали. Сидя на топчанах, ели урюпинскую тушенку и пели казачьи песни. Проходящие мимо пассажиры останавливались и замирали под непривычные для Ирландии мотивы.
— В казачьем фольклоре закодированы менталитет и народные традиции, которые формировались столетиями, — подытожил Виталий Борцов. — Мы всегда играли песни без аранжировки, бережно сохраняя их аутентичность. Вот почему от нашего фольклора идет такая мощная энергетика.
В Ирландию уже известный ансамбль «Хопер» вернулся через два года, а в 1979 году коллектив отправился в Португалию.
Л. ФИЛИППОВА.

НА СНИМКЕ: ансамбль «Хопер» с ирландскими артистами после концерта.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS