16+
  • $:93.2519
  • €:99.3648
Ср 24 апреля, 02:13, °C,

Клевета

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. В истинности этой пословицы теперь можно посомневаться — в Уголовный кодекс вернулась статья за клевету. А вспомнить о ней нас заставило недавнее разбирательство по сигналу читателя.
Как часто бывает, мы откликнулись на крик о помощи. А вышел настоящий деревенский детектив, который заставляет нас всех еще раз задуматься об ответственности за слова и поступки.

ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОК
В редакции раздался звонок. Мужчина, представившийся управляющим четвертого отделения СПК «Красный путиловец» Петром Васильевичем Воскресенсковым, требовал остановить торговлю левой водкой в хуторе. Он просил журналистов приехать вместе с полицейскими, чтобы взять с поличным «спаивателя» хуторских мужиков — водителя автолавки. Мол, тот возит в хутора не только хлеб с макаронами, но и «левый» алкоголь, причем торгует в больших масштабах. В результате хуторские трактористы «нажрутся и плохо работают». Как нам сообщил «добровольный помощник» полиции, незаконная торговля идет в центре хутора, у старого магазина, а потом машина едет в соседний хутор Белогорский.
Что греха таить, самогоноварение в сельской местности процветает, но сегодня оно стало вытесняться более доходным промыслом — продажей разбодяженного водой спирта. В Булеково проживает около ста человек, уж если там такое творится… В общем, отправились в командировку по тревожному звонку.
НА ПОМОЩЬ
Получив от звонившего данные о месте и времени приезда «пьяной автолавки», приехали спасать хуторских алкоголиков. По дороге придумали легенду, чтобы не вызвать у продавца подозрений. Мол, мы с водителем — вроде как семейная пара из приезжих, хотим закупиться местным алкоголем на пробу. Прождали час — ни души. Решили расспросить хуторян про четверговые пьянки. Люди в ответ удивленно округляли глаза — нет ничего подобного, а про водителя автолавки Николая отзывались с благодарностью: вежливый человек предпенсионного возраста, заказ на продукты примет, привезет что нужно, а старикам сумки и в хату занесет. Мало того, и про звонившего нам Петра Васильевича говорили с добром. Удивлялись, что за странное вышло дело — человек порядочный, врать не будет, тем более возводить на кого-то напраслину.
ТАКОЙ ВОТ ОН ЧЕЛОВЕК
Но ведь сигнал был — жалобу мы записали на диктофон. Стали спрашивать булековцев, не знают ли они, чей же номерок у нас в телефоне сохранился после звонка. Оказалось, знаком тот номер многим и принадлежит некому Андрею Ивановичу Н. (назовем из уважения к возрасту его так), которому 84 года от роду.
— Зачем старику наводить тень на плетень? — спросила я проходящего мужчину.
— Такой человек. Он даже по молодости грешил этим делом: то кляузу напишет на коллегу, то, обидевшись на начальника, в вышестоящий орган депешу подкинет, а того проверками замучат, — рассказал прохожий.
К нашей беседе присоединяется Александр Ниточкин, который проживает с тем дедом рядом.
— До соседа не достучитесь, а войти не пытайтесь. У него с десяток собак, некоторые без привязи бегают. Мы уже жаловались в администрацию: опасаемся, что на улице детей покусают, — показывает в сторону соседского двора Александр. — А по поводу самогона — это брехня. В хуторе пить некому. Старикам невмоготу, а молодежь до работы не допустят, если запах будет.
Во дворе и впрямь хозяйничала свора собак. Телефон, с которого звонил пенсионер, был отключен. Мы посигналили, постучали в ворота, хозяева не вышли. Жаль, конечно, ведь мы хотели встретиться с пенсионером, чтобы узнать, зачем звонил. Может, у него была скрытая причина вызвать газету и полицию в хутор?
К слову, дом пенсионера-доносчика находится в пятидесяти метрах от старого магазина, где якобы устроен хуторской притон.
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!
В тот день с самим водителем автолавки мы разминулись на четверть часа. За ним отправились в Белогорский. Про алкоголь и там не слышали, зато знают, как в СПК «Красный путиловец» механизаторов проверяют в медпункте. Потому что много мужиков из Белогорки работают в хозяйстве.
— Я провожу освидетельствование в гараже каждое утро в 7.30, делаю дневной контрольный обход, в том числе с алкотестером. За пять лет не видела, чтобы кто-то пришел на работу в нетрезвом состоянии. Люди дорожат рабочими местами, — говорит медсестра Россошинского ФАПа Елена Гугнивенко.
Слова медработника подтвердил и агроном Александр Успенский, с которым мы встретились у администрации сельского поселения.
— В журнале освидетельствования медработник делает пометки. И если в конце дня работник не показался, день не засчитывается, оплаты не будет. Мужики выпивают только в выходные и праздники. Употребляют только проверенные напитки, левый алкоголь вряд ли кто покупать будет, — рассказывает Александр Геннадьевич.
В ОТМЕСТКУ?
Разговор с главой Россошинской сельской администрации Сергеем Хвостиковым прояснил многое.
— Жители хутора написали жалобу на этого человека, что он держит без привязи много собак. Мы провели с пенсионером беседу. Вот он на людей и обиделся. И, скорее всего, решил отомстить — лишить соседей единственной автолавки, — предполагает глава. — К сожалению, бывают люди, которые держат в напряжении не только свою семью, но и целый хутор.
Еще несколько дней мы пытались дозвониться до обиженного пенсионера, но сначала трубку брала его гражданская жена, а потом телефон и вовсе отключили.
Зато нам удалось побеседовать с настоящим Петром Васильевичем Воскресенсковым, чьим именем представился мстительный дедушка. Этот человек занимает должность управляющего, с обиженным стариком немного знаком. За «воровство имени» зла не держит, но и не одобряет. Потому что не понимает, как можно вредить людям, с которым живешь рядом.
Пенсионера Н. знает и водитель Николай, на которого тот чуть не напустил проверку с полицией.
— Да я недавно автолавку по просьбе жителей стал останавливать на 50 метров дальше от его дома, поближе к автобусной остановке. Так дед перестал покупать у меня продукты. Вот, может, и решил со мной расквитаться, — говорит 60-летний предприниматель Николай Цыпляев. — В душе, конечно, остался осадок, но Бог ему судья. Если придет за покупкой, обслужу. Не выяснять же отношения с пожилым человеком?
А МОЖНО И ПОПЛАТИТЬСЯ
Вообще жизнь в хуторах своеобразная. Все на виду, каждый про другого знает всю подноготную. Если какое доброе дело начали, например улицу у домов украшать, то хороший пример быстро разрастается. Но уж, если заведется паршивая овца, все стадо перепортит, пусть уж извинят хуторяне за такое сравнение. И житья от таких всем не будет. По счастью, есть на них и законы — только применяй. В том числе и за грубое слово, и за клевету. Так, в Урюпинске и Урюпинском районе есть прецеденты, когда рассматривались дела за клевету и оскорбление личности. И еще один момент.
— Если гражданин намеренно сообщает недостоверные сведения о совершенном преступлении, его действия квалифицированы по ст. 306 УК РФ «Заведомо ложный донос» с последующем привлечением к уголовной ответственности. Если по такому звонку или письму службы отреагировали и не получили подтверждения, то ему грозит административное наказание. А за распространение ложной информации в СМИ, Интернете гражданина можно привлечь к уголовной ответственности за клевету, — комментирует начальник отделения дознания межмуниципального отдела МВД России «Урюпинский» майор полиции Наталья Мельникова.
Надеемся, эта информация станет полезной зачинщику этой истории и ему подобным. Ведь она могла бы закончиться по-иному, если бы другие ее участники подали встречное заявление.
Л. ФИЛИППОВА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS