16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Чт 18 апреля, 19:03, °C,

На страже зеленого богатства

Еще не так давно лесники был очень уважаемой и почетной профессией ­— хозяева леса как-никак. Помню, был такой человек и в нашем хуторе. Соберешься на сенокос — он покажет, где можно косить. Нужен добротный лес на кровлю — отведет делянку. Осенью за дровишками тоже едешь с лесным колдуном — так он сам себя называл то ли в шутку, то ли всерьез. В 2007 году профессию лесника упразднили, и сельский хозяин леса оказался не у дел. Да и сено с дровами к тому времени людям стали не нужны: скотину почти все перевели, а в дома хуторян пришел газ. Это только одна из многочисленных реформ, через которую прошла зеленая отрасль страны. Неизменным оставалось одно — в третье воскресенье сентября ее работники отмечают свой профессиональный праздник. В этом году уже в сороковой раз. Накануне праздничной даты мы побывали в Урюпинском лесничестве, чтобы узнать, чем сегодня занимаются хранители «зеленых легких» планеты.


ДВА МОНАКО
С ХВОСТИКОМ

После принятия Лесного кодекса на смену лесникам пришли участковые лесничие и государственные лесные инспекторы. В Урюпинске таких четыре десятка человек, а общая площадь их владений — 42 тысячи гектаров на территории нашего и Новониколаевского районов. Считай, два Монако с хвостиком влезет. Все хозяйство поделено на участковые лесничества — Добринское, Михайловское, Россошинское, Новониколаевское и Урюпинское сельское. С 2018 года к лесничеству присоединили местную лесопожарную станцию — ее работники тушат пожары.
Грузимся в «Ниву» с выцветшей надписью «Лесная охрана» и выдвигаемся с патрулированием в сторону Добринки. Проверяем противопожарную опашку полей сельхозпредприятиями. Официально это называется «контроль за землепользователями», проводить его требует одно из постановлений, которыми сегодня буквально завалены работники лесной службы.
— Бумажной работы много, — подтверждает Евгений Молитвин, участковый лесничий Урюпинского сельского участкового лесничества. — Но и патрулирование никто не отменял — следим за пожарной обстановкой, выявляем незаконные рубки, проверяем арендаторов, устанавливаем предупреждающие аншлаги. Вот у меня 14 тысяч гектаров леса и всего 5 инспекторов в подчинении. ­Разве за всем уследишь?
Небольшая зарплата — одна из причин, из-за которой в отрасли плохо приживаются новички.
У одного из полей про опашку явно подзабыли — случись что, могут выгореть и посевы, и лес. Факт фиксируется на фото, потом все материалы отправятся к пожарным. При обнаружении «черных» лесорубов лесничий вызовет полицию. Полномочий штрафовать кого-то самостоятельно у него нет. Такое вот межведомственное взаимодействие.
В районе хутора Батраковского целую неделю горели сухая трава, старая листва, валежник. Только у Хопра пламя и остановилось. Сосны и хутор, слава Богу, отстояли. Лесничий с инспектором показывают место, откуда, предположительно, занялся пожар: обгоревшие остатки палатки, оплавившийся спиннинг, брошенный туристический скарб.
— Вот поэтому сейчас и запрещено посещение лесов, — говорит Евгений Молитвин. — Сушь стоит, искры достаточно, чтобы все полыхнуло. Но все равно едут, нарушают.
Один из нарушителей только-только закинул донки в реку. Подходим, сообщаем о запрете.
— Мужики, так шестого же сентября вроде отменили все запреты, — рыбак смотрит на лесников щенячьими глазами. — Я на пару часов всего приехал душу отвесть.
Вот что с ним делать? «Не кури только и костер не разводи», — дает наставление лесничий, и мы едем дальше.
По дороге на Меловатку лесничие замечают на горизонте черный дымок — опять горит лес. Где именно, сейчас выясняют быстро. Помогают спутники и видеокамеры, установленные на телевышках. А для борьбы с огнем у лесничества есть лесопожарная станция: в ней два десятка сотрудников и техника для пожаротушения. В этом году, кстати, автопарк пополнили две машины. У каждого инспектора есть пожарные ранцы.

ОХРАНА, ЗАЩИТА
И ВОСПРОИЗВОДСТВО

— Это главные функции современной лесной службы, — говорит заместитель директора Урюпинского лесничества Ирина Моторкина.
— В прошлом году мы заготовили три тонны желудей, весной засеяли 60 гектаров земель, еще 85 в плане на следующий год. Сажали в основном дубы.
Занимаются лесничие и обработкой лесов от вредителей. Так, рыжий сосновый пилильщик способен в короткие сроки уничтожить хвойные посадки. Весной в лесу этими черно-зелеными гусеницами были облеплены сосны. У нас обстановка по нему, говорят в лесничестве, средняя, поэтому уже три года леса никто не опылял. При необходимости лесничие проводят санитарные рубки, прокладывают минерализованные полосы — лесу они полезны.
Много работы с арендаторами. Их в наших краях 60, самые востребованные — Котовские и Тепикинские сосны, где разместились частные турбазы.
Есть у лесничества и коммерческие функции: продают пиломатериалы (есть своя пилорама), а перед Новым годом неплохой доход приносят ёлки.
Значительную часть рабочего времени занимает составление всевозможной отчетности, это примета времени. Но и про заботу о зеленых угодьях хранители лесов не забывают. В 60-е годы в Урюпинском мехлесхозе трудилось 500 человек, больше было только на «Сельмаше» и крановом заводе. Сегодня весь коллектив лесничества — 61 человек.
В праздник мы поздравляем всех причастных к нему.
Д. ХОМЮК.
НА СНИМКАХ: коллектив Урюпинского лесничества высаживает деревья; хранители зеленых угодий страны Евгений Молитвин и Алексей Форофонов (справа налево).

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS