16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Пт 19 апреля, 16:05, °C,

Долгая нить «Узоров»

Урюпинскому предприятию «Узоры» — двадцать лет. Чем не повод вспомнить о том, как родилось и развивалось в городе предприятие, основанное на местном народном промысле?


НАДО, ТАК НАДО
— В нулевых появились федеральные программы по возрождению забытых промыслов. На эти цели государство выделяло немалые деньги, — рассказывает директор Урюпинского ООО «Узоры» Раиса Казимирова. — Чтобы помочь областной администрации с участием в такой программе, бывший мэр Урюпинска Валерий Сушко предложил мне разработать бизнес-план по созданию нового предприятия. Пуховязанием тогда занимались чуть ли не в каждой урюпинской семье, да и я думала о расширении своего швейного ателье, а не о пухе. Но, несмотря на сомнения, согласилась и отправилась в областную администрацию обговорить детали проекта. Без губернатора Николая Максюты и его заместителя Галины Машенцевой вряд ли что-то получилось бы. Эти люди отличались творческим задором, верой в результат и всячески поддерживали мои идеи. Выделенные по программе деньги я вложила в ремонт помещения, закупку оборудования, сырья. Обустроила и учебные классы: местные рукодельницы были самоучками, а «Узорам» требовался профессиональный подход к вязанию.
Трехмесячное обучение финансировал областной центр занятости, учебные программы разрабатывала преподаватель Надежда Мезимбаева, экзамены сдавали в присутствии представителей областной власти. Лучшие ученицы-вязальщицы после обучения остались в «Узорах», так к концу 2000 года в штате предприятия было сорок четыре мастерицы.
Начинали с носков, шарфов и платков, а через год рискнули заняться производством одежды из козьего пуха и разноцветной шерсти. Первые испытания по окрашиванию сырья проводили на трикотажной фабрике.


В ПЛАНАХ —
НА ПОДИУМ
— Сотрудники комитета промышленности загорелись идеей вывести регион на федеральный уровень и договорились о встрече с Вячеславом Зайцевым, — продолжает Раиса Митрофановна. — Мы волновались: надели лучшие наряды, дорогие украшения, сделали ультрамодные прически. А Вячеслав Михайлович оказался скромным, добродушным и светлым человеком. Кстати, мы поддерживаем общение до сих пор.
Кутюрье решил помочь провинциальным гостям — заказал коллекцию одежды из белого пуха по своим эскизам. На свой страх и риск показал урюпинскую коллекцию «Лебедь белая» во Франции и вернулся с намерением сотрудничать с «Узорами».
Изделия нужно было продвигать, и для рекламы вышли на «Рассину». Тогда модельные агентства создавались повсюду, родилось оно и в провинциальном Урюпинске. Начались показы в городах, организовали этно-фестивали, конкурсы.
Выход на мировой рынок начали с Финляндии в 2002 году, но он провалился из-за невыгодной конвертации валют. Потом была поездка на фестиваль во Францию, а через полгода Н.К. Максюта предложил участие в Берлинской выставке народных промыслов. «Узоры» представляли наш регион, пуховые изделия разлетелись как горячие пирожки. Это было время подъема. Областная власть поддерживала всячески, в том числе финансово. 180 тысяч рублей, выделенные «Узорам» в 2004 году, вернулись в казну региона в виде налогов, которые фирма заплатила в течение года.


В 2005 году поступил пятимиллионный госзаказ на изготовление пуховых жилеток для участников Великой Оте­чественной войны. Пример волгоградцев подхватила Оренбургская область, потом и другие регионы.
«УЗОРЫ» СЕГОДНЯ
Последние лет пять на помощь приходит Интернет. С открытием сайта начался прием заказов из различных регионов страны. География покупателей — от крохотных поселков Западного Крыма до крупных городов Сибири. Поступают заказы и на необычные виды одежды — митенки, гетры, банданы, пуловеры и даже пуховые брюки с лампасами.
Оптовые поставки от двадцати изделий последние пять лет производились только заграничным заказчикам. Отправляют посылки в Испанию, Германию, Францию, Португалию. Договоры с частными лицами из этих стран заключались на выставках во время зарубежных поездок. 
Наши вязальщицы приметили, что покупатели из европейских стран предпочитают пуховую мелочевку: варежки, перчатки, шарфы. Хотя в Дании, например, открыли фирму по реализации урюпинской продукции. В бутике «Инга-Глейнг» датчане покупали элегантные пуховые накидки и пончо, платки и палантины. Такое сотрудничество продолжалось четыре года, но с ростом курса доллара поставки сошли на нет. 
В Германию последняя партия товара ушла в декабре — варежки и носки. В январе пандемия остановила зарубежные бизнес-проекты. 
— В сентябре намечалась поездка в Париж, в ноябре — в Дрезден, но командировки сорвались из-за введения ограничительных мер, связанных с коронавирусом. Мы не отчаиваемся и принимаем ситуацию за испытание на прочность, — улыбается директор и учредитель  «Узоров». — Бог  даст, переживем. 
Сейчас Раиса Митрофановна изучает последние веяния моды, обсуждает с коллегами из других регионов новые технологии машинного прядения, ищет изюминки старинного вязания в исторических публикациях и специализированных журналах.
— Народно-художественные промыслы — это частичка нашей культуры, в которую нужны как моральные, так и финансовые вложения. «Узоры» вывели пуховязание и регион в плане возрождения традиционных промыслов на федеральный уровень, а Раиса Митрофановна входит в рабочую группу в Минпромторге России. Очень радует, что «Узоры» созданы в столице российской провинции и являются визитной карточкой Урюпинска. Таким предприятиям нужно помогать, — говорит Виолетта Калмыкова, заместитель председателя комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области. — Поздравляем «Узоры» с юбилеем! 
Л. ФИЛИППОВА.
(Публикуется в рамках проекта «Предпринимай!»).

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS