16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Пт 19 апреля, 12:40, °C,

Зачем мы лезем в прорубь?

Личное наблюдение: если на календаре праздник Крещения, значит, народ рванет купаться в проруби. Некоторые, употребив для храбрости, начнут «очищаться» еще ночью, не дождавшись освящения воды. Социальные сети потом заполонят фото отважных молодцов и раскрасневшихся полуголых красоток, позирующих на фоне купели и ледяных крестов. Плюсом к новым фоткам — смытые грехи, многие уверены, что ледяная вода имеет такие свойства. Такая вот народная забава, которую поддерживают даже первые лица государства. Вот только сами священники говорят, что к церковным традициям модный флешмоб с купанием имеет мало отношения. Он, скорее, языческий.


Говорит исполняющий обязанности благочинного Урюпинского округа иерей Михаил Соловьев:
— Грехи смываются только покаянием. Купание в проруби на Крещение не зафиксировано ни в одном церковном уставе, а значит, это вовсе не обязательный обряд во время праздника. Скорее, это народная традиция, не имеющая ничего общего с православием. Проруби действительно делали испокон веков, но не для моржевания, а для того, чтобы все желающие могли спокойно набрать освященную воду — водопроводов ведь не было в церквях. Сейчас воду можно взять и в церкви. Но душу верующие очищают молитвами и исповедью. Именно поэтому сами священнослужители не стремятся окунуться в прорубь — нет особого смысла с точки зрения веры.
Об этом священнослужители напоминают каждый год, но народ ни им, ни врачам, ни спасателям не внемлет — хлебом его не корми, только дай поплескаться в ледяной иордани. Понаблюдать за действом мы отправились на озеро Подпесочное — в городе крещенские купания проходят там. На берегу «скорая» — на случай, если кому-то станет плохо от такого экстрима. Спасатели перетаптываются от холода: морозы давят настоящие, крещенские. Но самые горячие головы не остужает даже холод, у проруби собралась небольшая очередь. В прошлом году, помнится, желающих было еще больше, в плюс купаться поприятнее. У каждого купальщика своя группа поддержки, а непременная процедура — фотоссесия. Некоторые с детьми. «Корреспондент, бросай свой фотоаппарат, прыгай тоже!» — пытается взять меня на слабо какой-то пузатый мужик. Я вежливо отказываюсь, сославшись на насморк.
На выходе из проруби отлавливаю девицу в крайне открытом купальнике, родня тут же заворачивает ее в махровый халат. Купалась, говорит, первый раз в жизни. Захотелось испытать себя, получить новые ощущения. О религиозном смысле праздника она не задумывалась, слышала только, что так можно смыть грехи, обновиться и душой, и телом. Ну и перед друзьями можно похвастаться в «Инстаграме» своей отвагой.
«Словно заново родился», — говорят многие на выходе из проруби. Врачи прозаично объясняют это ощущение выбросом адреналина, но никак не духовностью. Но людей не переубедить, хочется им обновляться троекратным погружением. И такая, если хотите, философия у большинства купающихся. Кого-то взяли на слабо, кто-то пришел за компанию — себя показать и на других посмотреть. О том, что Крещение не самый подходящий повод для таких модных показов, мало кому приходит в голову. Те, кто это понимает, в прорубь не лезут — просто умываются или набирают освященной водички. Поэтому на следующий год, по словам иерея Михаила Соловьева, сделают две купели — чтобы купальщики не мешали тем, кто просто пришел за водой.
Впрочем, не нужно строго осуждать любителей крещенских купаний. Как и не стоит упрекать тех, кто не привык моржевать в Крещение. Каждый приобщается к празднику и вере так, как считает нужным для себя. Об этом говорят и священнослужители: если людям нужна внешняя форма приобщения к православию — пусть купаются, уже хорошо, что они чтут церковный праздник хотя бы таким образом. Главное, чтобы это было искренне и от души.

Д. ХОМЮК.

Фото из архива "Урюпинской правды".

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS