16+
  • $:93.2918
  • €:99.5609
Чт 25 апреля, 09:42, °C,

С кумачом и чучелом зимы

КАК ХУТОРЯНЕ МАСЛЕНИЦУ ОЖИВЛЯЛИ

Вот и наступил тот день, когда зиме приходится с природой прощаться да с народом расставаться. В десяти хуторах Урюпинского района разрешили провести масленичные гуляния, но с соблюдением всех требований Роспотребнадзора. А вот горожанам из-за пандемии придется кушать блины в кругу своей семьи. Так или иначе народный праздник никто не отменял. И нам никто не мешает совершить путешествие в 1984 год, чтобы вспомнить, как появилась традиция отмечать проводы зимы. Например, в хуторе Долгом. А помог нам в этом местный краевед Анатолий Попов, который в этом мероприятии принимал непосредственное участие.
— С советские годы о русских праздниках официально не вспоминали: не клеились дореволюционные традиции с социалистическим строем. Но однажды Василий Маслов, который занимал пост секретаря хуторской партийной организации, за чашкой чая заговорил о дедовских обычаях, блинах и масленичном разгуляе. Родилась идея сообразить нечто подобное в нашем хуторе. Тогдашний председатель колхоза «Победа» Иван Менжунов идею одобрил и дал указание выслушать мнение других коммунистов. Хуторяне согласились, активисты написали сценарий, и мы пошли по производственно-социальным точкам, — рассказывает Анатолий Сергеевич.
В хуторе Долгом таковых было пять — СТФ, две фермы крупного рогатого скота, мастерская и сельская школа. Перед каждым учреждением была поставлена задача — для нового праздника подготовить зрелищный концертный номер и тройку лошадей. Пока молодежь на рабочих местах роли репетировала, хуторяне потянулись в сельсовет: «Тоже хотим талант свой показать!» Вот ведь какая гражданская позиция была — никто никого не принуждал, люди сами тянулись к творчеству.
Зиму решили провожать в февральский морозный день. У Дома культуры залили каток, обрамили снегом, а по периметру поставили флаги пятнадцати республик СССР. Зачем на катке кумач? На то были причины: во-первых, в то время других уличных декораций не нашлось, а выделять деньги на несоветский праздник было негоже. Во-вторых, чтобы завуалировать суть мероприятия: мол, решили вспомнить обычаи казаков, но только ради культурного наследия и в рамках коммунистических ограничений.


Не забыли долговцы и о масленичном столбе, на котором заманчиво висели карточки с дефицитными призами. Там было то, о чем тогда мечтала каждая семья, — электрический самовар, кухонная утварь и люстры.
К празднику готовились на рабочих местах или у себя дома. Каждый продумывал, чем тройку лошадей наряжать, что показывать на сцене. Сценой был колхозный ЗИЛ с опущенными бортами. На него ставили колонки, микрофоны и усилители.
— В назначенный день на колхозной площади собралась толпа. Приезжали из соседних хуторов Окладненского, Федотовского, Корнеевского. Для доставки людей председатель выделил специальный автобус. Толпа гудела, никто не знал, чего ожидать от культурных нововведений, — вспоминает Анатолий Сергеевич.
В это время на окраине хутора стояли семь разнаряженных упряжек. Над декором участники трудились как могли: попоны сшили из кулис и занавесок, дуги и оглобли украшали бахромой и бумажными цветами, вожжи отделывали пестрой тесьмой. А хуторянка Анастасия Локтионова и вовсе додумалась соорудить передвижной кортеж: на главные сани прикрепила кумачи из ленинской комнаты, на салазки поставила детвору и трехметровое чучело Зимы. Только на пошив одной юбки для этой фигуры женщина не пожалела десятиметровый отрез ситцевой ткани, которую тогда днем с огнем было не сыскать. Вслед за кукольной инсталляцией на санках ехал лохматый черт, который разгребал снег веслами.
Народ пошел в пляс, устоять на месте было невозможно: самодеятельные артисты не просто «зажигали» публику песнями и сценками — они соревновались за денежные премии, на которые потом с размахом гуляли.
Впоследствии масленичный разгуляй устраивали еще шесть лет. С приходом перестройки наступило двадцатилетнее забвение — не до праздников было в лихие девяностые. И лишь с возрождением казачества вспомнили о традиции. В этом году культорганизаторы Долговского ДК решили Масленицу не проводить.
Л. ФИЛИППОВА.
НА СНИМКАХ: вот так выглядели главные солисты Масленицы; у самовара детвора ожидала горячие блины.
Фото из архива А.С. Попова.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS