16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Пт 19 апреля, 06:12, °C,

Над ней не были властны ни время, ни регалии

Сорок дней прошло со дня смерти замечательного педагога, учителя, руководителя, внесшего весомый вклад в городское образование, интереснейшего человека — Галины Александровны Мирошкиной.

Мы были пятиклашками, когда Галина Александровна стала вести у нас русский и литературу. Вообще она была директором пятой средней и, как вспоминают наши старые учителя, никогда не участвовала в распределении предметных часов. Говорила: «Берите себе, что хотите, мне оставьте самый слабый класс». А к концу года этот класс становился лучшим. Но наш класс был исключением — нам просто повезло с учителем, потому что с нами учился ее старший сын, Илья.
Ему доставалось больше всех, спрос с сыновей у нее был особый. Она была принципиальна, строга, требовательна, ее уважали. Всегда приветливая, Галина Александрова умела так выстроить отношения, что ее не боялись, но и не могли ослушаться.
В темно-синем костюме с рукавами, отороченными норковым мехом, она казалась совершенством. Как ей удавалось так выглядеть в условиях в общем-то серой советской мануфактуры?
— Мама — младшая в многодетной семье, где было два брата и три сестры, — вспоминает сын Михаил. — Все сестры окончили педучилище в Борисоглебске и до старости были педагогами. Мамина мама, Дарья Ионовна, служила девчонкой у Хренниковых в имении, нянчила будущего известного композитора Тихона Хренникова. Он ее потом нашёл в деревне, уже в старости, они общались…
Музыка сыграла немалую роль и в жизни Галины. До пединститута она получила музыкальное образование, играла на многих инструментах.
— В 1959 году она приехала к нам в Урюпинскую школу-интернат работать учителем пения, — рассказывает бывший ученик, ныне профессор Санкт-Петербургского морского технического университета Михаил Шевченко. — Молоденькая, малюсенькая, а ученики все здоровые, хулиганистые, лишь на два года младше учительницы.
Ей удавалось справляться и с ними, но однажды один так допек, что 16-летняя учительница схватила его за шею. «Все, посадят или выгонят». И вот на педсовете директор школы говорит: «Тут некоторые отрастили двухметровые ногти и вцепляются в тощие детские шеи…». На том инцидент и был исчерпан. Директор был личностью легендарной — учитель дореволюционной эпохи, друг Макаренко, большой знаток и ценитель студенческого фольклора и широкой души человек.
Галина Александровна любила вспоминать еще одну давнюю историю. Дело было в дальнем районе Палласовки. Юная учительница впервые вошла в класс со скрипкой в руках, взмахнула смычком и запела: «С чего начинается Родина…», подыгрывая себе на скрипке. Класс притих. «Петя, о чем ты подумал, слушая эту музыку?» — закончив играть, спросила она первоклассника за первой партой. «Я подумал, ты сбесилась!» — ответил Петя. Самоирония и юмор всегда были сильной стороной нашей Галины Александровны, нередко помогали в сложных педагогических ситуациях. Хотя вообще она была строгим педагогом и имела свой, единственно правильный, как мне кажется, подход: она заставляла нас всех знать русский язык и литературу. Требовательно, порой с сарказмом к нерадивым. И получить ее похвалу было непросто. По прошествии лет, увидев фильм Дэмьена Шазелла «Одержимость», я согласилась со словами его неоднозначного героя: «Убеждаюсь все больше, что нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем «молодец»». Оно успокаивает на достигнутом, а для достижения высокой цели нужно отдать все и даже немного больше, чем от тебя ждут». Ведь в успехе только десять процентов таланта, остальное — трудолюбие. Я уверена: примерно так думала и Галина Александровна.
К ней всегда ходили на открытые уроки, она давала высочайший стандарт занятий. Я не помню в ее руках конспектов, все по памяти, увлекательно, как по маслу — внешняя простота, за которой были высочайший профессионализм, опыт и знание предмета. То, что нам казалось естественным, мы оценили уже потом, когда выросли грамотными людьми, а многие выбрали и учительский путь.
— Она заставляла нас работать над собой и стремиться к большему, — вспоминает ее ученица, учитель начальных классов Инна Калинина. — Помню ее ироничные слова про «сундук с приданым» — о том, что мир человека не должен ограничиваться бытовыми интересами, нужна жизнь духовная. Она учила нас не только знать литературу, но и понимать причины человеческих поступков.
Ее деятельность на посту директора (1974­­­­–1988 годы) – непрерывная серия экспериментов и новаций, не зря Г.А. Мирошкиной было присвоено звание отличника народного просвещения. В это время происходит переоборудование школьных лабораторий, оснащение кабинетов физики, математики, биологии.
— Школа стала одной из ведущих в городе. Ребята побеждали в олимпиадах, поступали в вузы. Попирая территориальный принцип, к нам шли учиться из центра, и в классе, рассчитанном на 42 человека, сорок третий сидел за учительским столом, — вспоминает ветеран педагогического труда Лариса Федоровна Давыдова.
Победы в смотрах-конкурсах художественной самодеятельности, создание школьного духового оркестра и вокально-инструментального ансамбля — это тоже во многом результат огромной творческой энергии директора. А еще поездки учителей и детей в экспедиции «Моя Родина — СССР», по пушкинским, толстовским и прочим знаковым местам страны — на шефском автобусе, полном матрасов, с ночевками в школах и массой незабываемых впечатлений, которые потом отражались в фотоальбомах и уроках.
Человек слова, человек дела, Галина Александрова стала начальником гороно. Любое мероприятие, конференция проходили четко, на уровне, и всегда ветеранам находилось теплое слово, а молодежи — доброе напутствие. Она не просто мудро и тактично руководила этой важнейшей сферой, но и создавала правильное отношение к образованию в городе.
Многих удивило, когда с должности начальника гороно Г.А. Мирошкина ушла в колледж бизнеса учителем литературы. На самом же деле над ней просто никогда не были властны ни время, ни регалии. Как вспоминает бывший директор колледжа Людмила Александровна Барвенко, Галина Александровна стала душой нового коллектива. Она закручивала вокруг себя молодежь, могла увлечь литературой нечитающих девятиклассников, очаровать своей «Литературной гостиной» серьезную комиссию по государственному лицензированию учреждения. Проверяющие поражались бурлившему там творчеству. А еще у нее наконец-то стало больше времени на внуков, семью — о семейном и творческом тандеме с Семеном Тимофеевичем мы писали не раз. И это ее еще одно очень важное достижение.
Последнее время Галина Александровна болела и практически не выходила из дому. И потому мы запомнили ее такой, какой она была всегда, — светлым человеком, в котором природные данные сочетались с необычайной душевной красотой. И это удивительное сочетание делало ее истинным интеллигентом, человеком цельным и правильным.

О. ШУШЛЕБИНА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS