Шумит, гудит Богоявленская ярмарка в станице Михайловской. Кажется, вся Россия собралась здесь, на широком станичном лугу. Купцы из Новгорода, Рязани, Твери, Владимира и со всех весей необъятной империи. Что только не радует глаз неискушенного покупателя: кожи и скобяные товары, сельхозинвентарь, ткани, одежда, обувь и знаменитая красная рыба — стерлядь. Хоперская завсегда почиталась первой, донская и волжская куда скромнее по вкусу. Тучные стада ‘‘худобы’’, неспешно жующие пожухлое сено в ожидании покупателя. Прасолы с шибаями, бьющиеся об заклад: одни сбивают, другие ломят цену, божатся, крестятся, спорят до хрипоты, а потом, как сладятся, идут в станичный кабак обмывать сделку. Бесчисленные возы битой птицы, мяса, рыбы застилают всё видимое пространство. Товара море разливанное, да и люду не меньше. В мануфактурных рядах неспешно проходятся михайловские казачки с мужьями, а те, кто по молодости, так просто с закадычными товарками. Здесь есть всё: от дорогого персидского аксамита, бухарской парчи, до самого простого ситца. Вот стайка незамужних казачек обступила ряд молодого купца Михаила, торгующего прекрасными шелками. Атаманша девичьей ватаги — красавица Настюшка. Бойкая и отчаянная, быстро сбила цену да еще и в качестве подарка прихватила отрез ситца для сарафана. Стайка расплатилась и с хохотом мигом растворилась в ярмарочной суете. Обескураженный невыгодной сделкой, купец долго вытирал выступивший на лбу пот: ‘‘Ну, погоди, птаха, доиграешься, пришлю сватов!’’ И сдержал слово — аккурат по закрытию ярмарки прислал. Долго помнила Михайловская богатую свадьбу. С той поры и пошли в станице казаки Евсеевы.
По семейному преданию, они пришли на Дон во второй половине XVI века из Новгорода, где до этого времени состояло на службе много донских казаков. Правда это или нет, сегодня прояснить невозможно, но в 1790 г. Евсеевы записаны казаками в станичную книгу Михайловской станицы, и это опровергнуть нельзя.
Два сына Михаила Евсеева выбрали военную карьеру. Старший, Александр, родившийся в 1784 г., в 29 лет командовал полком, но в 33 года был убит в сражении с кавказскими горцами, не оставив после себя потомства. Его младший брат Николай, родившийся в 1789 г. (прадед поэта, о котором речь пойдет ниже), выдающимся образом вошел в историю Всевеликого войска Донского. Участник войны со шведами 1808 г., Отечественной войны 1812 г., заграничной кампании 1813 г., получивший все возможные военные награды того времени. Боевой сподвижник и личный друг Матвея Ивановича Платова. Его послужной список насчитывает 115 страниц, неслыханный объем для казачьего офицера. 15 лет подряд командовал своим полком, который в шутку получил название Настюшкин, по имени строгой матери командира, поучавшей сына туфлей по щекам, став для этого на табурет. Николай Михайлович был очень высокого роста и грузным, последние годы службы перед полком ездил в беговых дрожках.
Военная карьера была уготована практически всем представителям рода Евсеевых. Так и единственный сын полковника Евсеева, Александр, пошел по стопам отца. Рожденный в 1819 г., всю свою сознательную жизнь отдал служению. А единственный сын сотника Александра Николаевича, Николай, избрал гражданскую стезю — ушел с головой в искусство, окончил школу ваяния и живописи в Москве, стал известным пейзажистом. Имел два имения: одно, благоприобретенное, в г. Борисоглебске, другое, наследственное, в ст. Михайловской. Преподавал в борисоглебской Александровской прогимназии чистописание и рисование. И вот 1 августа
1891 г. рождается сын Николай, которого в будущем литературная общественность ласково назовет ‘’певцом Хопра’’. Но это будет потом, а сначала обучение в гимназии и более высокая ступень — юридический факультет Московского университета. Может быть, и стал бы Николай первоклассным юристом, но по завещанию деда поступил в Михайловское артиллерийское училище г. Воронежа, которое окончил с отличием. Уже там Николай пишет свои первые стихи, печатающиеся в дореволюционных изданиях. Он не любил большие города, их бесконечную суету, шум, вечно спешащих куда-то людей. Его мысли всегда были там, где течет родной Хопер, где каждая былинка дышит любовью к родному Присуду. Здесь, на Хопре, формируются литературные образы, которые лягут в его знаменитый цикл стихов под названием ‘’Степь’’.
Забыть ли мне поля пшеницы
И телеграфные столбы,
Левады, хутора, станицы,
Веселье пыльной молотьбы?
Забыть ли пруд степной
с плотиной,
Коротконогого сурка,
Бурьян под шелком паутины,
Напев тоскливый кулика?
Забыть ли горечь, цвет полыни,
Любимый дом в степной глуши,
Бахчи, арбузы, запах дынный,
Огромный камень у межи?
Пусть все ушло, и даже камень,
И пусть межи на месте нет,
Но не угас чудесный пламень,
Моей земли небесный свет.
1914 г., мировая война. Николай Николаевич с ее первых дней в составе казачьего артиллерийского дивизиона. 1917 г., развал фронта. Большевики. Участие в Белом движении и в знаменитом Степном походе.
Ночи, дни нежданного похода,
Cтепь, февраль и в звездах твердь.
Милая звериная свобода,
Стерегущая в просторах смерть.
Но о ней не думалось тревожно —
Двум не быть, одной не миновать.
Дома жить нам стало невозможно.
С шашкой деда легче умирать.
Проходили дни в боях, разведках,
Целовала степь свою весну,
Вести о станицах были редки,
Будто все там отошли ко сну.
Проходили дни, и просыпались
Казаки, прозревшие разбой,
С топорами, с вилами вступали
C красными в былинный бой.
И гонцов своих к нам присылали:
Звали Дон и родину спасать.
Каялись и верность обещали —
Вместе биться, вместе умирать.
Как всегда, вперед шли офицеры,
Позабыв о горечи обид.
Шли они с горячей верой,
Что Господь Россию сохранит.
Вплоть до эвакуации из Новороссийска он сражался с большевиками, был ранен. Эмиграция — Стамбул, Галлиполи, и вот далекая Франция. Без средств к существованию, не гнушаясь никакой тяжелой работы, Евсеев продолжает литературную деятельность. Именно в эмиграции развернулся его настоящий поэтический талант. В Белграде, начиная с середины 1925 г., по инициативе ‘’Общеказачьей студенческой станицы’’ проводятся литературные казачьи собрания, их активным вдохновителем и участником был Николай Евсеев. Он печатается в различных эмигрантских изданиях: ‘’Родимый край’’, ‘’Казачий вестник’’, ’’Казачье единство’’, ‘’Русская мысль’’, “Грани’’ ,’’Возрождение’’, ‘’Родные перезвоны’’ и многих других. Приведу отзывы о творчестве Николая Николаевича из нескольких изданий. ‘‘Несмотря на большие испытания в прошлом, во время гражданской войны, и тяжесть эмигрантской жизни, Евсеев сумел сохранить свежесть чувств молодости’’. ‘‘Певучесть, доходчивость, порой неожиданно смелый и светлый образ — вот достоинства, которые помогли Евсееву найти путь к сердцу самых широких читательских кругов, и казачьих, и русских’’. ‘‘В стихах Николая Евсеева подкупает простой, естественный тон, а главное — искренность. Он избегает пафоса, сложности, отвлеченности, всегда ясен и открыт, он беззаветно любит свой край и, конечно, вместе с ним всю Россию, всё русское...’’
Поэт дружен со многими литераторами зарубежья: c Николаем Туроверовым, Порфирием Юшкиным-Котлобанским (псевдоним поэта-эмигранта из х. Попов Котовской станицы) и др. Евсеев — бессменный участник литобъединения ‘‘Казачий союз’’. На средства поэта по предварительной подписке выпускаются два сборника — ‘‘Дикое поле’’ (1963 г.) и ‘‘Крылатый шум’’ (1965 г.) объемом пятьсот страниц. Эти книги являются венцом творчества Николая Евсеева, окончательно утвердив его как одного из лучших поэтов казачьего зарубежья. Умер Николай Николаевич 6 февраля 1974 г. в доме престарелых в местечке Ганьи под Парижем. В заключение хочу привести одно из моих любимых стихотворений — ‘‘Касатка’’, посвященное маме поэта, оставшейся на Родине.
Касаткой косокрылой
Хотелось бы мне стать
И над Хопром мне милым
Зарею полетать,
Крылом воды коснуться,
Песок поцеловать,
На хутор свой вернуться,
Узнать, жива ли мать.
И если да, украдкой
Лететь в свой милый рай,
Сказать: я не касатка,
Я сын твой Николай.
P.S. Материал о творчестве нашего земляка я собирал в течение трех лет. Вся беда в том, что его два сборника выпустились крошечным тиражом во Франции и познакомиться более полно с творчеством поэта не удавалось. И вот удача — знакомые купили сборник на блошином рынке в Париже да еще с дарственной надписью поэта, это и позволило завершить начатое.
С. КОНЦОВ,
краевед.
НА СНИМКАХ: Николай Евсеев, студент юрфака МГУ; Н. Евсеев (слева) передает эскиз работы Ф. Шаляпина в дар России через К. Паустовского (справа). Рядом с поэтом — его дочь Селина и сын Константин.
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS