16+
  • $:89.8225
  • €:99.7156
Пн 09 сентября, 02:02, °C,

О чем молчит старый вокзал

Много лет назад в этом месте было куда как оживленнее, чем сейчас, когда уже который год здесь иногда встречаются лишь стайки подростков, чинно прогуливающиеся пенсионеры или спешащие по своим делам редкие прохожие. Если бы стены могли говорить, а еще лучше — показывать. Стены старого вокзала, помнящего совсем другие времена. Давайте вспомним их тоже и увидим, что от них осталось.

...В конце 1871 года, когда с открытия в России первой железной дороги не прошло и 35 лет, сюда пришел первый поезд. Тогда не каждый серьезный город мог похвастать железнодорожным сообщением, а тут всего лишь какая-то не самая знаменитая станица... Первые пассажиры ступили на деревянную платформу станции Урюпино, а вокзал был совсем юным и свежим. Посмотрите на снимок начала XX века — можно рассмотреть станционный колокол у входа. Один удар — приготовиться, два — занять места в вагонах (они тогда были разноцветные, синие, желтые, зеленые — в зависимости от класса, и, следовательно, комфорта, и сильно разнящейся цены билета), три удара — состав отправляется. При чрезвычайной ситуации — пожаре, например, — в колокол били как в набат. Звонил сам начальник станции — видимо, один из важных господ в форменных кителях и фуражках на старой фотографии. На дворе жарковато — видите, с торца здания на фото полуоткрыто окно? Прогуляйтесь, посмотрите — точно так же приоткрыто оно и сейчас...

Начальник и его помощник жили тут же с семьями — в двух квартирах на втором этаже. Их подчиненные — не все, конечно, — проживали напротив в сохранившейся кирпичной двухэтажке, пристроенной к давно разрушенному депо: так сказать, без отрыва от производства — при царе-батюшке квалифицированные кадры было принято обеспечивать, как сегодня бы выразились, служебной жилплощадью. Стоит и водокачка для заправки паровозов — на современном снимке она на заднем плане. Низ из красного кирпича, верх — деревянный, крыша дышит на ладан. Около водокачки уже в советские времена работала колонка — когда в соседних домах воду отключали из-за аварии, здесь она была, и очень хорошая на вкус. Но вернемся в вокзал. Это он с виду компактный, а внутри, оказывается, был довольно вместительным — кассы, залы ожидания, тоже по классам, служебные кабинеты — под телеграфный аппарат, для начальства. Нашлась площадь и для отдыха состоятельной публики «в шумном зале ресторана», который по прошествии лет трансформировался, увы, в буфет — банальную советскую забегаловку с пивом и водкой на разлив. Полукруглое строение поблизости — с него когда-то весело и шумно скатывалась зимой на салазках окрестная детвора — это бывший погреб-ледник вокзального ресторана, чья кухня располагалась в подвале. Посмотреть бы меню, а? Много позже рядом поставили пивной ларек, иногда у него наблюдались очереди.
Вокзал дал имена сразу трем улицам, не осталось ни одного. Прежняя Вокзальная — теперь Штеменко, Привокзальная — Лизы Чайкиной, Завокзальная — Карбышева (с названиями тогда, видно, не слишком заморачивались). Перед вокзалом со стороны пятиэтажки на нынешней Штеменко был пустырь — своего рода привокзальная площадь. Сколько по ней и по перрону, уже без деревянного настила и еще без асфальта, прошло людей, провожающих, встречающих, уезжающих — на две мировые войны, на стройки социализма или на учебу, к родственникам ли в большие города, на поиски счастья в чужих краях или просто хлопнуть пивка... Из уехавших кто-то возвращался тем же путем, кто-то — никогда. Когда старому вокзалу минуло немногим больше ста лет, построили новый, ничем особо не примечательный.
Во всех уголках Волгоградской области наверняка есть места с любопытным прошлым. Нужно только ими побольше и почаще интересоваться, и они обязательно хотя бы что-то поведают о себе и позволят сравнить с настоящим, что зачастую крайне занимательно.
С. ЗАВОЗИН.
(Публикуется в рамках проекта «Для меня моя Россия началась с Хопра»).

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS