16+
  • $:94.0922
  • €:100.5316
Сб 20 апреля, 02:15, °C,

Один день без гаджетов

В одну из суббот отмечался День без интернета. Мы в редакции решили выяснить, каково целый выходной провести без телефона. Согласились на эксперимент двое сотрудников. Это семья с двумя детьми семи и одиннадцати лет. Причем ребята отказались не только от интернета, но и вообще от всех гаджетов, включая телевизор.


— Утром проснулась — и сразу за телефон, — дает отчет старшая дочь наших участников Аня. — Ну, думаю, мама забыла спрятать. Разблокировала, глядь, а там надпись: «Пора сделать перерыв».
Надо сказать, что у мамы Лены в смартфоне установлен контроль детского телефона, он запрещает посещение сайтов с возрастным ограничением, отслеживает время пребывания детей в Сети, сообщает, на каких сайтах они бывали, с кем общались. Программа появилась неслучайно: дети зависали в Сети допоздна, причем вместе с одноклассниками. Такое наблюдалось, например, в выходные или в новогодние праздники.
— Я сама не смотрю «Тик-ток», но, по отзывам, даже взрослые в него залипают, — комментирует Лена популярное приложение. — Ты смотришь эти короткометражные фильмы и не можешь остановиться. А дети вообще себя не контролируют. Еще я запрещаю своим детям регистрироваться в соцсетях, потому что там бесконтрольный доступ к неразрешенным видео. К тому же «ВКонтакте» и прочих соцсетях можно сделать любой заказ на покупку, возможно общение с мошенниками и вообще с кем угодно.
Папа семейства года четыре как отказался от сенсорного телефона и пользуется кнопочным. Если очень надо что-то переслать, просит жену. Он соглашается: да, ватсап, вайбер делают нас мобильнее, удешевляют общение и экономят время. Но еще больше времени у него крала информация-мусор, которая заполняет интернет. В общем, родители нам попались достаточно сознательные.
А день начался мучительно. Часа два Аня и Санек кружили вокруг со словами: «Кто это придумал? Можно хоть на 15 минут включить телефон?». Наверно, это и есть зависимость, ведь, говорит мама, день Ани начинается не с будильника, а с крика: «Блин, у меня шестьдесят пропущенных!». Вот и в этот раз Аня прокручивала в голове, сколько же сообщений могло прийти. При этом сказать, что ждет какого-то конкретного, не могла.
День продолжался. Делали уборку, и Аня обнаружила вдруг куклу с выдранными наполовину волосами. Занялась ее прической — иголкой стала вставлять нитки-волосы. Санек вытянул из-под кровати ящики с игрушками — туда их сослали за ненадобностью, после того как ему купили навороченный телефон. В тех пор семилетний Санек «живет» в симуляторах — в любую свободную минуту он рулит своим «трактором». С телефоном и планшетом он, считай, познакомился с младых ногтей. Все машинки и пистолеты, что были куплены до того, месяцами пылились под кроватью. А тут вдруг выбрались на свет божий и оказались такими интересными! Нет, в самом деле: лишенные выбора, дети заново открыли в себе интерес к обычным игрушкам.
«Мы и сами не заметили, как это сильно вошло в нашу жизнь!» — говорит Лена, имея в виду не только детей, но и себя. За новостями она следит на работе, дома у нее иных дел хватает. Но даже при сильной занятости она постоянно просматривает сообщения в телефоне. Признается: сидит и в инстаграм. И хотя подписана в основном на друзей и родственников, просмотр даже их страничек сжирает даже не минуты, а часы ее жизни.
Ближе к обеду все отправляются в гости к бабушке с дедушкой. Деда застают в «Одноклассниках». «Это у вас день без интернета, а у меня нет», — говорит он внукам. Соцсети круто изменили и жизнь старшего поколения.
— Отец порой приходит с работы и, не сняв шапку, садится за компьютер. Он заядлый охотник, но за два года, как им провели оптоволокно и интернет стал летать, его на охоту не выгонишь! Собаку раньше возил выгуливать на машине. Сейчас собака гуляет во дворе, а хозяин сидит в «Одноклассниках». Мама умеет плести корзины из газет. С приходом интернета она увлеклась рукодельными сайтами. Сидит там подолгу, изучает, а плести корзинки перестала. Все про них знает, но, пока смотрит, время уходит. Свекор, правда, компьютер еще не освоил и все время просит научить его пользоваться интернетом. К нему он относится как к чему-то высокому, значимому: «У тебя же интернет, возьми и посмотри!». Зато свекровь в свои 67 лет дружит и с ватсапом, и с вайбером, семена заказывает по интернету и прочее.
Как говорит Александр, отец семейства, нам еще повезло — мы выросли не на интернете и можем себя контролировать. Детям сложнее. Они не успели узнать других прелестей жизни: игр на улице, походов в лес с костром и картошкой, шитья одежек куклам. Они не умеют себя организовывать и играть.
— Летом они еще могут побыть во дворе, бываем на природе, а сейчас зима, холодно — вот дошли от машины до дома и сидят в компе, — говорит Лена.
И все же день без интернета в конечном итоге оказался полезным. Без телевизора и телефонов семья провела время вместе. Вместе ужинали, делали какие-то дела по дому, болтали. Достали стопку купленных перед Новым годом игр, резались в «Монополию». Младший потратил сразу все деньги и заскучал — как все современные дети, привыкшие получать все, он не имеет терпения. Постепенно ему объяснили, что в игре, как и в жизни, нужно руководствоваться не ежесекундным желанием, а чуть-чуть смотреть вперед. Кажется, что-то понял — ну хотя бы доиграл до конца.
На вопрос, что же все-таки лучше — гаджеты или куклы, Аня сказала, что с гаджетами интереснее, но и куклы тоже неплохо. Утром телефоны к радости обоих вернули. Аня сказала, что она готова этот день повторить. Наверное, надо. Ее кукла так и лежит с наполовину лысой головой.
О. ФЕДОРОВА.
— Часто родители не замечают, как сами приводят ребенка к зависимости от гаджета. Они вручают малышу планшет, чтобы ребенок не мешал заниматься им своими делами. Или чтобы без истерик накормить, одеть, побрызгать больное горло. Но проходит время, и мы уже очень возмущены, что сын или дочь занимают себя исключительно гаджетами, а на нас не обращают внимания.
Позже,  вручая навороченные смартфоны, родители хотят сблизить ребенка со  сверстниками, чтобы он не чувствовал себя среди одноклассников изгоем. А волноваться нужно о другом: раннее приобщение к цифровым устройствам проявляется в плохо развитых социальных навыках, проблемах с концентрацией внимания, памятью, неразвитостью эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Когда развиваются основные функции мозга – внимание, память, воображение, речь, мы даем телефон и тормозим развитие познавательной сферы, мышления и общения. Быстрое мелькание на экране не дает сфокусироваться, осмыслить информацию, сосредоточиться, выстроить сюжет. Ребенок становится рассеянным, тревожным, отстраненным.
Второй важный момент: если ребенок совсем уходит в гаджет, то, возможно, в семье нарушены отношения с родителями. Он чувствует себя одиноким, незначимым, и самый лучший его друг — электронное устройство, ведь в компьютерных играх, в социальных сетях он ощущает себя общительным, сильным героем. Родители при этом теряют авторитет. На этой стадии нездоровых отношений надо учиться по-новому выстраивать общение, а не опускать руки.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS