16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Пт 19 апреля, 12:39, °C,

Большие хлопоты маленькой «швейки»

Бытовым обслуживанием занимаются в Урюпинске официально 122 индивидуальных предпринимателя. Цифра примерная — нет точных данных о перерегистрировавшихся в самозанятые, да и вообще малый бизнес не обязан сообщать власти о своем открытии. Плюс пандемия — в сравнении с 2019 годом число ИП в сфере бытового обслуживания сократилось более чем на пять процентов, хотя и это неточные данные.


Больше всего у нас станций техобслуживания (28), парикмахерских (21), пунктов ремонта электроприборов (15), мастерских пошива одежды, обуви (8), ювелирки (8) и похоронных контор (6). А вот зарегистрированных строителей и ремонтников всего два, одна химчистка и одна частная баня.
Ограничения с коронавирусом заставили бытовиков подстроиться под новые запросы — парикмахерские работают с бровями и ресницами: люди желают выделить то, что осталось над маской. Фотографы освоили ксерокопирование, сувенирку. Швейные мастерские взялись шить маски, хотя общий экономический эффект оказался небольшим. Выживают.
«Швейка», отрасль пошива и ремонта одежды, сильно просела в заказах. Любительниц индпошива стало меньше — в магазинах большой ассортимент, сшить на заказ дороже готового платья на треть. Подорожали ткани, нитки, фурнитура — портновский приклад. Даже детских новогодних костюмов практически не заказывали. Сказалась и пандемия.
В мастерских берутся за любую, даже копеечную работу: вставляют молнии, подрубают брюки, шьют шторы. Выгодным, как ни странно, оказался ремонт одежды. А некоторые мастера находят в этом деле и творчество, и удовольствие. В канун праздника мы встретились с одной из представительниц портновской специальности.
Ирина Топилина арендует комнату в полуподвале на проспекте Ленина. Рядом работают ювелиры, обувщики, телемастера. В мастерской Ирины Михайловны видны следы потопа — залили сверху. Но Ирина не в обиде: зато арендная плата небольшая. Работают вдвоем с сестрой Натальей — обе квалифицированные закройщицы, портные, обе из бывшего горбытобъединения.
— ИП мы не вытягиваем, стали самозанятыми, — говорит Ирина Михайловна. — Теперь стало меньше налогов, и мы освобождены от страховых и пенсионных взносов.
Новая форма выгодна пенсионеру Наталье, Ирине от нее выгода относительная. Ей не идет пенсионный стаж, а значит, баллы к будущей пенсии. Но пока из перспектив она выбирает выживание сегодняшнего дня.
Ирине повезло: как пострадавшая от пандемии, она получила бесплатно СИЗы и 12 тысяч за период простоя. Деньги пошли на налоги и аренду, которые пришлось платить даже в период самоизоляции.
Отрасль эта сильно зависит от платежеспособности населения. Не увидела я на стойках тут дорогих манто и шуб, цена которых могла бы соперничать со всем скарбом этого ателье. В основном куртки, дубленки не первого года носки, пальто. Ирина называет свою работу сезонной, но если раньше к весне шли с отрезами на платье, то сейчас вал работы идет после Нового года — прожженные дырки, вырванные клочья рукавов.
В основном ее клиенты — люди старшего возраста. Многие стараются перелицевать-перешить одежду сами или на дому — по-разному народ выживает. Ирине помогает старая клиентская база. Если бы не она, то неизвестно, как пережили бы пандемию.
Ирина отказалась от пошива. Да, это интересно, но ремонт дает более быстрый результат, по цене выходит часто даже доходнее, а уж сколько в нем творчества! Это вам не просто дырку заштопать. Нужны выдумка и знание современной обработки. На столах замечаю мешки с остатками ткани — это не мусор, а то, из чего потом родятся сложные аппликации, оригинальные вставки, да такие, что никто и не догадается, что вещь побывала в ремонте.
Ирина не думает закрываться. Да, пусть не миллион они тут зарабатывают, но на кусок хлеба хватает. А работа ей нравится. Это главное.
Есть ли будущее у бытовки? Думается, да. Ведь еще совсем недавно, когда жили побогаче, многие пуговицу несли в ателье пришить, а ношеные вещи выбрасывали, не задумываясь. Кто знает, может, кризис станет поворотом к разумному потреблению? Во всяком случае, пока жизнь заставляет нас становиться экономнее, тратиться на ремонт старого гардероба вместо покупки нового. И спрос на ремонтные работы со временем должен активизироваться.
Это невесело, но так. Главное, чтобы ценные кадры сохранились — хорошие швеи, обувщики, часовщики, электронщики и другие золотые руки из службы быта.
О. ФЕДОРОВА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS