16+
  • $:93.2519
  • €:99.3648
Вт 23 апреля, 23:32, °C,

Долгий путь железной дороги

В Урюпинском краеведческом музее открылась выставка, посвященная 150-летию местной железной дороги.


В шести красиво оформленных витринах разместились сотни экспонатов — от старинных документов до раритетных инструментов, которыми пользовались урюпинские железнодорожники
— Мы хотим восстановить малоизвестные страницы истории нашего города и той отрасли народного хозяйства, которая десятилетиями была фундаментом экономики нашего города, — говорит главный хранитель фондов краеведческого музея Елена Попова.
Выставку готовили год — пересмотрели десятки сайтов и научных изданий в электронных библиотеках, помощь оказали и работники железной дороги. Начальник станции Урюпино Александр Ампилов нашел на складе много интересных экспонатов. Пенсионеры-железнодорожники делились воспоминаниями, а железнодорожник с сорокалетним стажем Виталий Константинович Кучуков принес кусок старинного рельса.
Местный краевед Виктор Сивогривов, в молодые годы работавший на станции, в свое время нашел в фондах библиотеки Санкт-Петербурга имени Салтыкова-Щедрина схему станции Урюпино 70-х годов XIX века, копию принес в музей.


— В то время Урюпинская железная дорога представляла собой 36-километровую ветку от станции Алексиково на линии Царицын-Поворино и являлась одной из первых в России малых тупиковых дорог, — рассказывает заведующая отделом этнографии Наталья Арбузова.
Среди раритетных экспонатов — старинные клещи для переноски деревянных шпал, тормозные башмаки, костыли для крепления рельсов. Есть тут и фотоизображение колокола, возвещавшего когда-то об отправлении поезда, свечные и керосиновые фонари.
Старый вокзал, куда 150 лет назад прибыл первый поезд из десяти вагонов, внешне почти не изменился. А планировка была иной — на первом этаже располагались залы ожидания, билетная касса. На втором — квартиры начальника станции и его помощника. Был даже ресторан, о нем расскажет отдельная витрина выставки.
В ярмарочные дни на перроне было до пяти пассажирских вагонов — как дорогих, так и дешевых. В 1882 году из Урюпино в Алексиково проезд в вагоне с мягкими диванами стоил 1 рубль 24 копейки, а в вагоне с жесткими сидениями — 47 копеек.
— В конце XIX века станица была центром окружного управления, торговли, образования. Здесь находились учреждения, несколько церквей, учебные заведения. Оборот Покровской ярмарки 1882 года был три миллиона рублей. Вот почему наказной атаман Войска Донского генерал Чертков хлопотал о строительстве здесь железной дороги. В дальнейшем дорожная ветка помогала строить экономику страны в течение многих десятков лет, — рассказывает Айгуль Полевая.
В витринах есть документы времен Великой Отечественной войны. Например, «Подтверждение Е. С. Кречет-Веселовой о работе на военном-санитарном поезде от 20 октября 1943 года» является обычной справкой, но она говорит о важной роли железной дороги в годы войны. На санитарных эшелонах сюда привозили раненых бойцов Красной Армии. В 1942 – 1943 годах один эшелон доставлял до девятисот раненых из Сталинграда. В послевоенное время по железной дороге из Урюпинска отправляли продукцию местных заводов и фабрик. Об этом напомнили экспонаты одной из витрин.
Право, на выставке есть что посмотреть тем, кто интересуется историей нашего города.
Л. ФИЛИППОВА.

НА СНИМКАХ: фото из архива музея; в импровизированной кассе можно узнать расписание поездов и стоимость проезда начиная с 1882 года.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS