16+
  • $:93.4409
  • €:99.5797
Сб 20 апреля, 18:22, °C,

Как живется на западе района?

Хутор Беспаловский находится в самой западной части нашего района в пятидесяти километрах от Урюпинска. Вокруг населенного пункта степь, поля, редкие холмы и длинные вереницы лесополос. Из природных достопримечательностей — небольшой лесок. Люди говорят, что к его появлению приложили руки казаки, но, кто это сделал и когда, никто не помнит. А вот пруд Хуторской точно рукотворный: его соорудили в 90-х годах прошлого века. Сегодня здесь водятся карась, сазан, щука и толстолобик.


В Беспаловский мы въехали по асфальтированной дороге, которая привела прямо к поселковой администрации.
— Проходите, спрашивайте, что интересует. На все вопросы ответим! — поприветствовала главный специалист Татьяна Найденкова. — Глава в отпуске, поэтому можете беседовать со мной, расскажу все о сельской жизни.
Татьяна Алексеевна считает, что многие люди незаслуженно называют Беспаловский умирающим хутором. Из 220 дворов где-то двадцать процентов заброшены, а жилые имеют вполне нормальный вид: многие домовладения обложены кирпичом, со вкусом выкрашены, некоторые обшиты сайдингом. Более 80 процентов домов отапливаются газом, треть полностью благоустроены. Нам же бросилось в глаза изобилие цветов на самой широкой улице — Урюпинской.


— В начале 80-х годов прошлого столетия урюпинские предприятия помогали хутору возводить служебные дома. Так комсомольская стройка увековечила город Урюпинск на уличных аншлагах, — рассказывает Татьяна Алексеевна. — В 90-е годы многие дома приватизировали, а один остался в собственности администрации. Сейчас здесь находится отделение «Почты России».
Это неказистое здание без удобств хуторяне сделали местной достопримечательностью. На кирпичной стене закрепили табличку, которая напоминает о том, что дом построили работники РСУ №6 в 1983 году и именно отсюда началась история улицы. Быть может, не все горожане смогут понять внимание беспаловцев к событиям 40-летней давности, но мы оценили интересный подход к сохранению истории своего хутора.
Есть в Беспаловском и другие памятники, например «золотая» фигура советского партийного деятеля Михаила Калинина в человеческий рост. Находится она рядом с офисом СХА «Рассвет».
— Возраст статуи не менее полувека, в советскую эпоху она была установлена на центральной площади, потому что колхоз носил имя Михаила Калинина. В перестроечные годы, когда в стране избавлялись от «пережитков прошлого», наши фермеры не стали уничтожать красивый памятник, а решили сохранить его для потомков, — рассказала Наталья Редина, директор ДК.
В новом сквере, который открыли в прошлом году, возвышается стела, посвященная погибшим во время Великой Отечественной войны. Есть в Беспаловском и православные святыни: в ста метрах от администрации красуется деревянная часовня. Ее построили тринадцать лет назад взамен церкви, разрушенной в 1938 году На литургию хуторян созывает столетний колокол, который чудом сохранился с дореволюционных времен.
— Храм-то есть, да только на службу народ не спешит. На редких богослужениях вместе с батюшкой Рустиком молятся по два-три человека, — сетует встреченная пенсионерка. — К примеру, три недели назад батюшка привез гуманитарную помощь для прихожан. Семь человек заглянули на церковный двор, остальные мимо проходили. В итоге продукты и бытовую химию священник раздал тем, кто не возгордился и принял бесплатные дары. Либо гордыни сейчас в людях много, либо живут обеспеченно.
Официально зарегистрировано в хуторе около семисот человек, фактически проживает шестьсот. Из них тринадцать человек работают в хуторской школе, семь — в СДК, столько же в администрации. По трое трудятся в магазине, на почте и ФАПе, две хутрорянки заняты в соцсфере. Пятьдесят пять человек работают в сельхозартели «Рассвет». Работой и зарплатой довольны.
— За прошлый год фонд оплаты труда составил 29 млн. рублей. То есть в среднем на работника выходит около 50 тысяч рублей в месяц, — говорит председатель артели Сергей Земцов. — Только такие деньги люди получают за нелегкий труд, ведь нам нужно держать в порядке около шести тысяч гектаров пашни и три тысячи — сельхозугодий: пастбищ, сенокосов и других объектов.
Приблизительно такую же зарплату получают вахтовики в Москве, но с той разницей, что живут вдали от семей. Таких около десятка человек, остальные люди живут за счет домашнего хозяйства.
В отличие от многих хуторов Урюпинского района в Беспаловском наличие домашних животных считается мерилом благополучия и достатка. Семьи держат кроликов, пчел, коз, баранов, а птица гуляет по улицам, как в добрые советские времена. В хуторском стаде 126 голов КРС, получается на пять жителей по одной корове.
Например, заместитель директора местного ДК Наталья Контарева — счастливая обладательница трех коров.
— Конечно устаю, но сейчас время такое: детям нужно помогать, кредит гасить. Так многие живут в сельской местности, — улыбается женщина, протягивая кружку парного молока. — По весне коров и баранов стережем сами, а в летние месяцы в поселковом стаде пасутся. Хуторяне меж собой договорились по очереди сторожить. А кто не хочет весь день в поле быть, можно выкупить свою очередь за 1500 рублей, за эти деньги за тебя постерегут и домой животных пригонят.
Хозяйство не мешает Наталье ухаживать за собой, увлекаться творчеством, заниматься пением, готовить сыр и разводить цветы.


У ее соседки Галины Барышовой дом образцового порядка. На придомовой территории обустроен каждый уголок. Гостеприимная хозяйка вместо ворот поставила каменные бордюры, а под навесом сделала уличную гостиную — прямо на кирпичной стене повесила персидский ковер, кашпо с цветами, поставила стол с кружевной скатертью и стулья для гостей. Гостей хозяйка привечает кружкой горячего чая или кваса. Нам же в качестве угощения достался стакан компота и домашние сладости.
Следующей собеседницей стала бабушка 82 лет — Валентина Михайловна Усова. Ее соседи нахваливают за идеальный порядок в доме. Мы застали пенсионерку за «жаркой» пуховых подушек на солнцепеке.
— До сих пор, как в старые времена, держу перьевые и сушу, обезвреживая дедовским методом. В хуторах многие люди так делают, — пояснила Валентина Михайловна.
В доме у пенсионерки — как в музее: ни пылинки, ни соринки, на диване атласные думки, на трельяже кружевные салфетки, а на веранде стоит старинная мебель. Раритетные предметы в ее доме появились из разных мест, а вот казачий сундук она купила в обычном хуторском магазине. Видимо, кто-то из земляков этот эксклюзив выставил на продажу, а он бабушке приглянулся.
— При желании и в сельской местности может быть чистота не хуже городской. Только с покосом травы у двора все труднее становится. Мне сын или внук помогают, а чужих людей на такую подработку не найдешь даже за пятьсот рублей, — сказала хуторянка.
Об этой же проблеме говорил и Сергей Павлович Рожков.


— Хотите узнать, как нам живется? Лучше всех! В хуторе много земли, свежий воздух, нужные учреждения в шаговой доступности, люди добродушные. Нет только асфальта и порядка на улицах, — поделился мнением пенсионер. — Прогуляйтесь по Школьной, сами увидите.
В отличие от нарядной улицы Урюпинской на Школьной и впрямь заросли бурьяна.
— Самим горько от этого, но на асфальтирование нужны большие финансовые поступления. а с травой работникам администрации в одиночку не справиться, — объяснила специалист Татьяна Найденкова. — На субботник народ не выходит. Мы готовы оплатить работу, но люди не спешат на подработку. Приходится главе администрации брать в руки триммер и выходить на покос.
Нам это объяснение показалось не совсем аргументированным. Изобилие сухостоя возле заброшенных домов можно было бы скинуть на нерадивых хозяев: мол, уехали и забыли, что обязаны следить за порядком возле своей собственности. Но кто мешает властям навести порядок возле социально значимых объектов? Например, подворье часовни и территория старого хуторского парка утонули в траве, к спортивным тренажерам не добраться, а цветы в хуторских клумбах пожухли и скукожились. Можно, конечно, ссылаться на пандемию, но работу на улицах никто не отменял.
В остальном люди довольны. С досугом все в порядке, в магазине товары по городским ценам. Поэтому мы согласимся с тем, что сухостой, пожалуй, минус. Хотя и он не пересилил массу позитива, полученного во время командировки.

Л. ФИЛИППОВА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS