16+
  • $:91.3124
  • €:98.4730
Ср 08 мая, 00:10, °C,

Здесь не должно быть тишины

Тепикинская школа-интернат отмечает свой 55-летний юбилей

Года три назад в станице Тепикинской проходил областной благотворительный праздник. В концерте была и хореографическая композиция, исполненная школьниками. Танец так понравился зрителям, что в толпе перешептывались: «Откуда же эти милые детки?» Выяснилось, что замечательное выступление подготовили в танцевальном кружке здешней коррекционной школы-интерната.
— Да, представьте себе, это наши дети, — не без гордости делилась позже моя знакомая Ольга Силкина, учитель-дефектолог. — Кто их научил? Да у нас же разные специалисты работают. Творческий потенциал — ого-го!
Для особенных детей требуются, простите уж за такое название, и особенные педагоги. Ребят ведь надо не только обучать по определенной программе, но и работать с каждым индивидуально, формировать его поведение, выравнивать отклонения в развитии, социализировать, а еще пытаться дать то, что не дали когда-то в семье…
Сама Ольга Сергеевна в коллектив школы влилась четырнадцать лет назад, поэтому об организации обучения может рассказать многое. Но лучше все увидеть своими глазами, тем более что есть и повод: в ноябре Тепикинская школа-интернат, единственная такая сельская школа в области, отмечает 55-летие. Правда праздник «откорректировала» пандемия, и широко его отметить не получится.
Места в станице Тепикинской — с сосновыми лесами, у Хопра — словно самой природой созданы для оздоровления. Неслучайно в 60-х годах прошлого столетия здесь выстроили корпуса первых пионерских лагерей — «Звездочка» и «Колос». В те же годы областной комитет образования стал ходатайствовать об открытии сельской школы-интерната областного значения для детей с ограниченными возможностями здоровья, оказавшихся без родительской опеки. Государство взяло на себя заботу не только по обучению сирот, но и их оздоровлению, а также обретению специальности. В те же годы труду вообще уделяли большое внимание, делался упор на трудовое воспитание как часть приобщения ребят к жизни в обществе.
Так в 1965 году здание бывшей сельской семилетки передали интернату для детей с ослабленным здоровьем, а школу перевели в новое помещение, она стала Буденновской средней школой. Первая сотня несовершеннолетних из пяти районов области оказалась воспитанниками необычной школы. Это были не совсем здоровые мальчики и девочки со сложными историями жизни, оставшиеся без родительского внимания. Потребовались учителя, воспитатели, специалисты узкого профиля, обслуживающий персонал — их приглашали из Урюпинска и окрестных школ.
В летописи школьного музея еще не выцвели документы с фамилиями первых педагогов. Руководство школы доверили В. И. Полуосьмак, потом
В. Е. Попову, на смену им пришли В. А. Юсов, Л. И. Тикки,
В. И. Меркулов, Т. В. Махинова. В списке ветеранов школы воспитатель Л. С. Арбузова, отдавшая этой работе полвека, учителя М. В. Букарева, З. А. Сафронова. Более сорока лет отдала исправлению речевых недостатков у детей логопед Л. Н. Трифонова. Среди членов педколлектива есть отмеченные знаком «Отличник народного образования».
О былом рассказывают альбомы, фотовитрины, библиотечные стенды: экскурсии, походы, изучение природы, тимуровское движение, помощь сельскому населению и колхозу «Россия», который, в свою очередь, тоже помогал школе. Примером для всей области служило тогда пришкольное подсобное хозяйство, где старшеклассники под надзором взрослых вели уход за животными.
К 90-м годам трудовое воспитание в специальных школах-интернатах посчитали делом ненужным и небезопасным, и оно сошло на нет, оставив для уроков и досуга лишь домоводство, шитье, огородничество, работы по дереву. Да еще уход за цветниками — за озеленение пришкольного участка Тепикинская школа-интернат заняла второе место в конкурсе среди учреждений подобного типа.


В те же годы поменялся и состав ребят. Место сирот заняли дети из неблагополучных семей, где родители не справляются с воспитанием. Теперь во главу угла школьной программы поставили подготовку личности ко взрослой жизни. Сегодня это называется «вписать ребенка в общество».
— Некоторые положения в программе обучения изменили, но цели и задачи остались прежними, — говорит старейший в коллективе педагог Л. С. Арбузова. — Мы стараемся выпустить таких ребят, чтобы за них не стыдно было, чтобы они пользу приносили обществу.
— Почему-то сейчас не приветствуется дружба между воспитанниками и семьями учителей. Но мы же не роботы, как же не позвать их в праздники к себе на пироги? — дополняет М. В. Букарева.
Исполняющая обязанности директора Е. П. Бондаренко подтверждает:
— Правда, люди у нас выкладываются по полной. Мы стараемся не только корректировать речь детей, их поведение, корректируются искалеченные детские души.
Хоть и ослаблено сегодня внимание к трудовому воспитанию в учебной программе, но в селе без него не обойтись. Этим летом в школьном саду собрали урожай вишни, сливы, сделали запасы для столовой. А по весне ребята вырастили и передали Акчернскому сельскому поселению рассаду цветов и овощей. На уроках швейного дела девочки шьют защитные маски для своего учреждения, да и пожилых станичников выручают. В канун юбилея позвонил бывший воспитанник Виктор Дорошев. Он сейчас проходит службу по контракту. «Я вас помню, люблю и рад, что судьба свела с этим интернатом. В нем научили многому, что в жизни пригодилось», — говорил 22-летний парень.
Многие выпускники не забывают школу. Так, Петр Мартышкин, ставший столичным предпринимателем, в подарок привез компьютер. Отличница Молли Жомова поступила в Волгоградский сельхозуниверситет.
Ребята разъезжаются по городам, заводят семьи. Живут и в Урюпинске. Работают — кто слесарем, кто швеёй, маляром, мастером по ремонту бытовой техники. Ограничений при выборе профессий мало, да их можно и снять. Тем и ценны такие учреждения, что помогают человеку научиться жизни. И, как сказали в педколлективе, чем раньше попадет ребенок с проблемами в развитии в спецшколу, тем больше шансов на его успешную реабилитацию и коррекцию.
За более чем полвека образование здесь получили больше пятисот выпускников. Часто они живут рядом с нами, но мы и не догадываемся, как, благодаря стараниям большого школьного коллектива, их приобщали к жизни в обществе. И как радостно учителям, когда их воспитанники выходят в большую жизнь хорошими людьми.
Н. ФЕДОСОВА.

НА СНИМКАХ: на одном из школьных праздников; на подсобном хозяйстве в 80-е годы.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS