16+
  • $:92.0538
  • €:98.6447
Пт 03 мая, 23:59, °C,

Служили два товарища

На этом старом снимке, сделанном больше ста лет назад для газеты «Донские областные ведомости», — казаки станицы Михайловской Елисей Калачев (слева) и Иван Мотарыгин. Во время Первой мировой или, как ее тогда величали, Великой войны они стали полными Георгиевскими кавалерами. А потом их судьбы сложились совершенно по-разному.

Елисей и Иван служили в пятой сотне 18-го Донского казачьего полка, формировавшегося в Хоперском округе из казаков второй очереди, то есть зрелых, уже прошедших четырехлетнюю действительную службу. На снимке у земляков пока еще по два креста, полученных за одни и те же бои. Четвертой степени, серебряный, за то, что 29 сентября 1914 года «с опасностью для жизни под огнем устроили проход в препятствиях перед окопами противника и провели атакующую сотню». На награды тогда не скупились — через четыре дня казаки снова отличились, заработав кресты третьей степени, тоже из серебра и в придачу с бантом, когда с «полусотней в пешем строю на передовом пункте отбили нападение роты австрийцев». Дальше Елисей Тимофеевич и Иван Павлович, дослужившиеся до подхорунжих, золотые кресты второй и первой степеней получали порознь.
Елисей — за точную разведку в тылу противника, куда пробирался под сильным огнем, а когда под ним убило лошадь, переплыл реку с винтовкой и доложил ценные сведения. И за удар спешенной полусотней во фланг наступающему противнику, «заставив последнего быстро очистить позицию, чем способствовал дальнейшему движению сотни». Кроме того, казак был награжден золотой медалью на Станиславской ленте. А Иван отбивал атаки вражеского эскадрона и, контратакуя по собственной инициативе, «способствовал отражению обхода бригады, которая находилась в критическом состоянии». Потом еще отбил огнем и роту австрийских солдат, наступавшую с фланга на наших коноводов. Помимо крестов, Ивана наградили золотой шейной медалью на Станиславской ленте. Все данные — из книги краеведа Георгия Маноцкова «Донцы Первой мировой». Пожалуй, нет в нашей истории настолько незаслуженно забытой войны, а вместе с ней оказались в забвении подвиги наших земляков…
По сведениям краеведа Владимира Весова, ныне покойного, Елисей Тимофеевич Калачев родился в 1887 году в хуторе Верхнебубновском или Акуловском Михайловской станицы. В 70-х годах прошлого века еще был цел дом, где он жил. В революционные времена сразу стал сторонником большевиков и даже сидел за агитацию под арестом, куда его поместило командование части. По возвращении домой с мировой войны в 1918-1919 годах воевал в рядах Красной Армии — был заместителем командира полка, заслужил именные часы. А Георгиевские кресты не надевал уже никогда…
В мирное время при советской власти активно участвовал в коллективизации. Занимал различные должности — председателя Михайловского станичного исполкома, заведующего районным земельным отделом, в последнее время работал заместителем директора Акуловского плодозавода. Умер в 1936 году, на полтора десятка лет пережив своего однополчанина и, очевидно, ровесника. Интересно, знал ли он о том, что сталось с товарищем, на надежное плечо которого он когда-то опустил руку перед объективом фотокамеры?..
Иван Павлович Мотарыгин (в документах начала XVIII века фамилия писалась с двумя буквами «а») — уроженец хутора Дуплятского станицы Михайловской (сегодня он относится к Новониколаевскому району). После революции участвовал в белом движении, в офицерском чине хорунжего сражался в составе Донской армии. В 1921 году попал в плен к красным, содержался в Архангельском и Пертоминском лагерях (Пертоминск — поселок в Архангельской области). Условия там были невыносимые: на завтрак и обед — одна картофелина или картофельные очистки, тяжкая работа на корчевке пней или в каменоломнях. Ивана Павловича мучили недолго — в том же 1921-м Георгиевского кавалера расстреляли.
Этого Мотарыгина не надо путать с его однофамильцем и родственником Петром Ивановичем Мотарыгиным, зауряд-хорунжим, атаманом Михайловской станицы, легендарной личностью. Не смирившись с новыми порядками, после Гражданской войны он сколотил отряд или, по понятиям властей, банду и наводил ужас на милиционеров и партийных работников. Жизнь и судьба Петра Ивановича заслуживают отдельной публикации. Но вернемся к сослуживцам по 18-му казачьему полку.
Место, где похоронили или, точнее, просто бросили в яму, присыпав землей, Ивана Павловича Мотарыгина, вряд ли когда-то станет доподлинно известно. Но и тот, и другой — подлинные герои Первой мировой, заслуживают нашей доброй памяти. Ну а на чьей стороне оказалась правда в Гражданской, можно рассуждать до бесконечности. Были казаки…
С. ЗАВОЗИН.
Автор выражает признательность краеведу Сергею Концову за помощь и содействие в подготовке статьи.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS