16+
  • $:91.2573
  • €:98.8267
Пт 17 мая, 07:16, °C,

Со стальным стержнем

Бывает, общаясь с некоторыми людьми, поражаешься, сколько нелегких испытаний выпало на их долю. И при этом им удалось сохранить жизнелюбие, оптимизм.


Про таких, как Лидия Павловна Стальская, говорят — человек со стержнем. У нее и фамилия подходящая. Судьба не баловала ее с самой колыбели: сверток с крошечной Лидой мать оставила у железной дороги. То ли дитя было нежеланное, то ли кормить было нечем — кто знает, но Лидия Павловна обиду на нее не держит. Малышку заметил машинист дрезины и отнес ее в Михайловский детприемник, откуда девочку отправили в Серафимовичский детский дом. Мужчина потом еще не раз справлялся о судьбе найденыша. От него же она потом и узнала подробности своего спасения.
В детдоме, вспоминает Лидия Павловна, было хорошо. Через несколько лет ее забрали в семью — радость была несусветная. Но новый отец был человеком очень жестким, и Лида обиды долго терпеть не стала — сбежала обратно в детский дом. Ее не больно-то и искали. А потом началась война... Летом 1942 года к Серафимовичу подходили немецкие войска. Детдомовских ребят переправили через Дон и отпустили на все четыре стороны: мол, хуторов тут много, к кому-нибудь прибьетесь. Двенадцатилетняя Лида и еще пара ребят-одногодоков — Лена и Коля — прибились к госпиталю в хуторе Посельском. Помогали как могли: убирали помещения, готовили перевязочный материал, стирали одежду. Когда наши войска наступали на занятый врагом Серафимович, плотность огня была очень высокой, погибшим и раненым не было счета. Очень жаль было изувеченных войной молодых ребят. Ужасы того времени Лидия Павловна помнит как сейчас.
Конец войны она встретила в Сталинграде, куда перевели госпиталь. Отучилась на штукатура-маляра, участвовала в восстановлении многих объектов инфраструктуры — город был разрушен до основания. С благодарностью она вспоминает своего бригадира, который по-доброму относился к ребятам и старался обеспечить им хорошие условия. Бытовых тягот не замечали — из-за возраста, наверно. Одно время работали на стройках вместе с пленными немцами. Один из них — Пауль, «дядя Паша», как называли его девчонки, — делился с ними хлебом.
В Урюпинск ее вместе с мужем (тот был инженером) направили в начале шестидесятых поднимать сельское хозяйство. Тут они воспитали восьмерых детей. Лидия Павловна считала это своим долгом, ведь сколько людей погибло в войну. Работала, пока были силы, мест работы сменила немало, на последнем, трикотажной фабрике, зарабатывала пенсию. Так она сама говорит.
Сейчас Лидии Павловне девяносто лет. У нее хорошая память, на здоровье не жалуется. В идеальном порядке содержит свой дом и двор, разводит кроликов, ухаживает за садом и виноградниками. На досуге читает классическую литературу — Ремарка, Достоевского. Самая большая радость для нее — открытки и письма от многочисленных внуков и правнуков. Говорит, что это самая лучшая награда за невзгоды, которые пришлось пережить.
Д. ХОМЮК.
НА СНИМКЕ: Лида Стальская (справа) вместе с подругой из детдома.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS