16+
  • $:92.1314
  • €:98.7079
Пт 26 апреля, 20:01, °C,

Навстречу свету!

Людмиле Леонидовне Чуханастовой шестьдесят пять лет. Глядя на эту цветущую женщину, которая всегда улыбчива и легка на подъем, трудно поверить, что ей пришлось пережить тяжелые удары судьбы. По её словам, она сама себя вытянула с того света.


— Я не люблю вспоминать прошлое, но, чтобы поддержать других, расскажу. Быть может, мой случай кому-то подарит надежду, а кого-то и на ноги поставит, — согласилась она на беседу.
До 48 лет Людмиле Леонидовне завидовали многие — она работала в финучреждении, супруг окружал заботой, а красавица-дочка подарила внука.
Беда пришла внезапно: в автокатастрофе погибла дочь. Незадолго до трагедии она написала неожиданное стихотворение: «…Как невидимый спутник буду в жизни твоей. Я тебя не забуду после смерти моей…» А вскоре двадцатилетней Виктории не стало.
— Понять эту разрывающую душу боль может тот, кто пережил смерть ребенка. Жизнь потеряла всякий смысл, лишь небольшое облегчение наступало во время просмотра фотографий и семейных видеокассет, — рассказывает Людмила Леонидовна. — Однажды мне подумалось, что своему внуку я смогу заменить погибшую маму. Поэтому попросила зятя оставить у себя двухлетнего малыша. Он согласился. Только впоследствии поняла, насколько мудрым оказался супруг нашей дочери: понимая, что мне нужно куда-то выплескивать нерастраченные материнские чувства, на целый год оставил ребенка в нашей семье.
Говорят, беда не приходит одна. Не оправившись от семейной трагедии, тяжело заболел отец Людмилы. Ей пришлось рассчитаться с работы, чтобы ухаживать за лежачим родителем. Отец умер, а потом не стало и мужа — скончался от обширного инфаркта.
Смерть любимого человека выбивает из равновесия: рушатся планы, надежды, прежние представления о жизни. По словам нашей собеседницы, скорбь и глубокая печаль зажали её сознание в тиски: появилась уверенность, что радость исчезла навсегда. Ей не хотелось больше жить, выходить из дома, общаться с людьми. И это с точки зрения психологов естественное явление — человек должен пережить период острого горя.
— Я в тот момент чувствовала себя беззащитной, беспомощной, хотелось заплакать на плече у кого-то, как в детстве. Я осталась без родных, без работы, без средств к существованию. Доктора выписывали антидепрессанты, но толку от них не было, — вспоминает Людмила Леонидовна.
В такой период очень важна поддержка родных и друзей. А если близких нет рядом? Людмилу Леонидовну, по её словам, вернул к жизни настоятель Котовского храма Рождества Богородицы отец Стахий.
Он научил её молиться и не роптать на судьбу. Подсказал путь, который Людмила должна была пройти шаг за шагом: научиться любить чужих детей, переключить внимание на окружающий мир, оглядываться по сторонам и замечать потребности других людей.
Батюшка поддержал женщину не только словом, но и тем, что трудоустроил в церковную лавку, открытую в городском универмаге.
С появлением работы жизнь Людмилы Леонидовны начала постепенно меняться. Когда возвращалось желание запереться в квартире, она заставляла себя идти на работу. Начала вновь обращать внимание на свой внешний вид, подружилась с коллегами и единомышленниками по православию. Чуть погодя, сходила в библиотеку за учебниками немецкого языка и стала вспоминать то, что изучала в пединституте. Вспомнив забытую науку, стала подтягивать по иностранному языку детей.
Каждую положительную эмоцию старалась зафиксировать в памяти или запечатлеть на фотоснимке.
— Постепенно это вошло в привычку, появилась тяга к фотографии. А еще я заметила влияние цвета на наш организм. Для тех, кто находится в состоянии стресса, советую изучить технику цветотерапии, — улыбаясь, сказала Людмила Леонидовна. — А тем, кто пока не в силах справиться с душевной болью, я готова протянуть руку помощи.
Л. ФИЛИППОВА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS