16+
  • $:92.5058
  • €:98.9118
Пт 26 апреля, 07:47, °C,

Красный собор. Три юбилея, одна годовщина

Так получилось, что на этот год пришлись несколько круглых дат, связанных с историей Вознесенского собора — самого крупного и красивого храма станицы Урюпинской. Будет ли еще повод вспомнить некоторые вехи из его истории?

В ТЕСНОТЕ…
Станичное население быстро росло, и единственной на тот момент Покровской церкви не хватало. В 1825-м в Урюпинской появилась деревянная Вознесенская церковь — ее поставили у Ярмарочной площади, напротив торговых рядов (на их месте пятиэтажка с бывшим магазином «Универмаг»). Церковь со временем расширили, но всё равно было тесновато. Главным инициатором возведения нового каменного храма выступил священник Иоаннн Ледковский, законоучитель двух здешних училищ, член всевозможных попечительств и просто уважаемый человек. В 1880-м получили разрешение епархиального начальства. И архитектор Айвазов за солидное вознаграждение в двести целковых подготовил план и смету на 62 474 рубля 15 копеек — немалые деньги. Основой проекта послужил собор Воскресения Христова в Новохоперске, построенный в русско-византийском стиле, — кстати, этот храм действует и поныне. Иные станичники идею со строительством не разделяли, тем не менее в августе 1881-го — 140 лет назад — в центре станицы освятили место закладки будущего собора, сейчас здесь — сквер имени Ленина.
Средства на новостройку на самом деле собирали всем миром — в кружках обнаруживались сотенные ассигнации, жертвовали домашнюю живность и различные вещи, продаваемые с аукциона. Попечительство, занимавшееся грандиозным строительством, действовало с подходящим размахом — получало доход со специально выделенной земли, сдаваемой в аренду, имело в распоряжении каменную гору, купило делянки в лесу, построило кирпичный завод и кузню. И не поскупились — фактические затраты в два с лишним раза превысили плановые, составив баснословные 138 089 рублей 88 копеек. Осенью 1887-го в новом храме прошло первое богослужение, хотя строительные работы еще не закончились. В частности, сооружали два придела. 130 лет назад, в 1891-м, освятили южный. 125 лет минуло с момента освящения в 1896-м северного придела. В том же году установили дорогущую чугунную ограду на фундаменте из камня — за десять тысяч рублей. По цвету кирпича храм тут же прозвали Красным (Белым называли Христорождественский, белокаменный, расположенный поблизости — за нынешним ТКЦ «Юбилейный»).
Крытая железом, высотой около сорока метров, вновь построенная церковь была «крепка и по числу прихожан поместительна, утварью снабжена достаточно». Колокола размещались в одной из пяти глав. Теснота забылась. А старую деревянную Вознесенскую церковь сначала хотели перенести на место явления Урюпинской иконы Божией матери, но потом разобрали и продали в хутор Нижнеантошинский Добринской станицы за четыре тысячи.
…ДА И В ОБИДЕ
Пресс-секретарь Урюпинской епархии Татьяна Новикова, работая с архивными документами, обнаружила такие любопытные свидетельства.
Местное купечество арендовало у станичного правления три тысячи десятин земли, активно застраивавшихся. Так что Вознесенский храм вскоре оказался точнехонько на границе между самой станицей — ее старой частью, где жили казаки, и ярмарочным поселением с торговыми рядами, складами, лавками, домами купцов. Но храм, как и Покровская церковь, всегда считался чисто казачьим (иногда его ещё именовали Дворянским). Казаки ко всем прочим сословиям относились, мягко говоря, с пренебрежением — молиться рядом с мужиками им казалось унизительным. Потому станичники принципиально никогда не ходили в уже упомянутую купеческую Христорождественскую церковь, построенную в 1853-м и находившуюся в каких-то нескольких сотнях метров от Вознесенской. Казаков, однако, не смущало, что станичный Красный собор был построен и содержался в основном на средства представителей других сословий. Благодаря их пожертвованиям существовал хор певчих, а самый большой колокол приобрел местный купец и благотворитель Иван Зозулин.


ВСЕМ СОБОРАМ СОБОР
Официальный соборный статус храм получил в 1913-м, хотя и без этого звания он был самым монументальным в окружной станице. Он первым начинал звонить по церковным праздникам, его посещали приезжавшие в Урюпинскую войсковые атаманы и прочие почетные гости. Рядом расположенная площадь, выложенная брусчаткой, именовалась Соборной (сегодня она носит имя Ленина). Тут проходили общестаничные молебны, куда приносили Явленную икону. От собора уходили на войну и возвращались обратно казачьи полки. Штат храма не раз увеличивали, ведь его приход по численности был довольно значительным, в стенах храма венчали, крестили и отпевали.
Как ни удивительно, но есть еще люди, которые вживую видели величие главной станичной церкви. Андрею Алексеевичу Сандалову далеко за девяносто. В Красный собор его совсем маленьким приводил отец, полный Георгиевский кавалер, и малой Андрюша, задрав голову, смотрел на огромный лик, изображенный под куполом, тихонько спрашивая у папани: кто это там, на такой высоте? «Боженька», — шептал отец в ответ. И в полумраке горели свечи у образов… У Андрея Алексеевича сохранилось в памяти и то, как расправились с храмом.
ГИБЕЛЬ
Вслед за революцией отгремела Гражданская война, повсеместно установилась советская власть. Антирелигиозная пропаганда набирала обороты. Ячейка Союза воинствующих безбожников, появившаяся и в Урюпинской, приступила к сбору подписей за закрытие всех здешних храмов. К этому же призывала и газета «Красный Хопер», предшественница «Урюпинской правды»: «Поповскую рухлядь сожжем на костре культуры», «Пусть не задребезжат колокола Красного собора в пролетарском городе Урюпине!», «Переплавим колокола на провода!». В 1929-м решением исполкома колокола сняли со всех станичных церквей, до конца того же года их закрыли, и первым — Красный собор. В нем устроили кинотеатр «Безбожник», потом стали складировать кукурузу.
Когда именно уничтожили храм — неизвестно, не осталось документов. По данным краеведа Виктора Сивогривова, это случилось летом 1936-го. К площади пришло множество урюпинцев, плакали даже мужчины — Союз безбожников и пропаганда на станичников повлияли не особо. В фондах Урюпинского художественно-краеведческого музея хранятся фотоснимки, запечатлевшие поэтапный подрыв храма — последние мгновенья его жизни. Крепкую постройку уничтожали на протяжении нескольких дней, закладывая заряды в стены, а фотографировали, видимо, для отчетности — вот, мол, еще одно достижение, пусть гордятся потомки! Завалы разбирали комсомольцы и вывозили за станицу. Предполагается, что из кирпичей Красного и Белого соборов соорудили дамбу под дорогу к мосту через Хопер — сегодня она именуется Тропой здоровья. Вот по остаткам чего мы ходим...
Справа от Вознесенского храма, если встать спиной к зданию городской администрации, хоронили священников, жертвователей, заслуженных и уважаемых людей. Погост тоже уничтожили. Андрей Алексеевич Сандалов помнит, какие памятники из черного мрамора возвышались на этом кладбище… Поначалу границы теперешнего сквера у центральной площади проходили по периметру церковной ограды, потом скверик значительно расширили. Часовня — это бывшая караулка храма. В здании нынешнего медицинского колледжа располагалась церковно-приходская школа Вознесенского собора. Еще о нем напоминает поклонный камень, установленный казаками в 2009-м в этом же сквере, на месте, где стоял собор. Вот и все...
С. ЗАВОЗИН.
НА СНИМКАХ: Вознесенский собор в начале прошлого века (вид от пересечения современных улицы Пушкина и проспекта Ленина); памятный камень на месте, где располагался собор.
(Автор выражает
благодарность пресс-службе Урюпинской епархии за содействие
в подготовке материала).

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS