16+
  • $:92.0134
  • €:98.7187
Сб 27 апреля, 20:04, °C,

"Я, донской казак станицы Михайловской..."

В центре — казак станицы Дурновской Астраханского казачьего войска Вилков (имя, к сожалению, неизвестно) с двумя Георгиевскими крестами на груди и маленьким сыном. Очень серьезный с виду малыш важно восседает на деревянной лошадке-каталке с игрушечной шашечкой в руке. Фото сделано, очевидно, во время Первой мировой войны.

Неискушенный обыватель, вероятно, представляет федеральные архивохранилища России как массу документов, содержащих сухую статистическую информацию, интересную только специалистам. Это, конечно, далеко не так. Многое из того, что есть в фондах, повествует порой о драматических судьбах людей далекого времени. В описях Государственного архива Ростовской области мне попалось дело с интригующим заголовком — чтобы сохранить своеобразие документа, не будем исправлять его орфографию — «О учинении выправке о родине казака Михаловской станицы Игнате Вилкове. 1756 года 23 марта». Род Вилковых уникален тем, что ареал его проживания в войске Донском заключался только в юрте Михайловской станицы Хоперского округа. Что касается самого дела, ожидания не обманули — оно действительно оказалось интересным. Читаем, не меняя написание документа.

Из рапорта сержанта Петра Родионова по сыску беглых полка старшины Юдина в крепость Святой Анны: «Будучи в станице Михайловской слышал он от великороссийского человека Ивана который привез в станицу лес для достройки войсковых лавок что местный казак Игнат Вилков приходится ему Ивану племянником. И в доме старшины Петра Лащилина слышал как ругал Игната Вилкова станичный казак Гаврила Деменьтев и называл Игната не Вилковым а Колесниковым и что он с Руси сходец». То же подтвердили и другие казаки, а атаман Григорий Пеков показал, что Вилков-Колесников «сшел» в станицу в 1736 году. У Вилкова имелась веская причина для сокрытии своей настоящей фамилии — перспектива высылки из станицы была налицо. И Игнат, дабы избежать ее, срочно уходит на службу под началом полковника Туроверова в Сибирь. Там, служа храбро и беззаветно, выслужит первый офицерский чин, а с героев взятки гладки — ну кто позволит офицера подвергнуть обструкции? Вот так и взошла звезда Игната Михайловича Вилкова-Колесникова. Михайловскую на поселение он выбрал неспроста — в те времена побеги были явлением частым, и при возможности старались бежать по проторенной дорожке, т.е. к сбежавшим ранее «родимцам» — родственникам. И такие у Игната были. Читаем архивный документ.
«Царицынской Конной Казак Иван Иванов Сын Колесников по Святой Гевангельской непорочной Заповеди Гоподней еже еси в правду сказал от роду ему 37 лет родиною он донского Михайловского городка казачий сын и по смерти отца своего и матери остался в малых летах. И по возрасту сшел в Царицын тому 25 лет и женясь живет на Царицыне у тестя своего конного казака Никиты Саратовца и в нынешнем 723 году определен он в конные казаки. И брат его двоюродной Илья Васильев Колесников 25 лет оного же казачьего городка сын». Судя по всему, в конце XVII века род Колесниковых в станице Михайловской был известен. Ну а само дело поначалу показалось достаточно рутинным — подобных дел о сыске бежавших на Дон в архивах немало. Но ко мне обратились носители фамилии Вилковых из Астрахани, утверждавшие, что когда-то их предки были переселены в Астраханское казачье войско откуда-то с Верхнего Дона. Поиски расширились, и обнаружилось еще одно дело — о переселении казаков Михайловской станицы в вышеназванное войско.
«N 294 подан марта 21 числа 1767 году Высокородному и превосходительному господину генерал майору ковалеру и Астраханскому губернатору Никите Афанасьевичу Бекетову Астраханского казачьего полку от правящаго полковничью должность сотника Фрола Смирнова
Репорт
О состоящих в Астраханском казачьем полку в службе редовых казаках кто оные имяны сколько кому от роду лет ис каких чинов грамоте умеют или нет холост или женат и сколько имеет мужеска полу детей и где обретаются кто был под штрафом или не был и за 1766 год фамильный список соченен Марта 1767 года.
1. Григорей Смирнов 23 года
3. Иван Воробьев 27 лет
4. Егор Пичугин 25 лет
5. Василей Гредобоев (Градобоев) 29 лет
6. Алексей Гредобоев (Градобоев) 30 лет
7. Василей Ястребов 23 года
8. Гаврила Куканов 23 года
9. Леонтей Бабрыкин 23 года
10. Прокофей Гредобоев 33 года
11. Семен Гребинщиков 38 лет
12. Андрей Понамарев 29 лет
13. Иван Назаров 31 год
14. Семен Бабрыкин 27 лет
15. Федор Щепетов 29 лет
16. Николай Гусев 31 год
17. Козма Поляков 26 лет
18. Алексей Пережегин 23 года
19. Иван Макаров 26 лет
20. Козьма Бондырев 36 лет
21. Степан Ястребов 29 лет
22. Петр Макаров 35 лет
23. Федор Вилков 36 лет
24. Петр Лобанов 42 года
25. Василей Соболев 29 лет
27. Илья Минаев 28 лет
28. Степан Федоров 31 год
29. Семен Решетов 25 лет
30. Андрей Кузнецов 38 лет
31. Андреян Чеботарев 26 лет
32. Логин Чеботарев 31 год
33. Григорей Махалин 23 года
34. Иван Кузнецов 26 лет
35. Василей Шапошников 19 лет
36. Максим Гусев 27 лет».
Перечисленные казаки — родственники наших нынешних земляков. После каждой фамилии отмечено — «Донскаго войска Михайловской станицы казачей сын». Каждый прослужил уже по три-четыре года минимум. Со слов указаны сведения о родителях — у многих они погибли или умерли. Некоторых в списке писарь помечал крестом — это означало, что человек имеет в полку родственников. Федор Вилков тоже помечен таким образом, и его родственники — из Михайловской станицы. В конце XVIII века большинство фамилий из списка в ней не прослеживается, — видимо, они остались жить в Астрахани по окончании службы. Вот и Федор Вилков остался и пустил корни на астраханской земле, где его потомки до сих пор продолжают этот род.
А что же Игнат? Игнат стал богатым и уважаемым казаком. Кроме старшего сына Федора, оставшегося в Астрахани, он имел еще двух — Григория и Михаила 1739 и 1741 годов рождения. Михаил построил в 1764 году хутор на речке Пыховке, который будет называться Вилковым. Внук Игната, Яков Михайлович, выслужился до войскового старшины, участник Итальянского похода, воевал в первой французской кампании. Его брат Алексей также не отставал в усердии по службе — прошел боевой путь от рядового казака до войскового старшины, участвовал в индийском походе, во время французской кампании — в сражениях при Бородино, Смоленске, Малоярославце. По заслугам Алексея Михайловича Вилкова определением Войскового депутатского собрания «29 сентября 1844 года признаны в дворянстве его потомки и указом Временного Присутствия Герольдии Правительствующего Сената утверждены».
Потомки Игната участвовали во всех войнах разных времен. Так, Василий Михайлович Вилков в 1918-м окончил Киевскую авиационную школу, есаул, летчик-наблюдатель 31-го корпусного авиационного отряда в Донской армии. В 1920-м эмигрировал вмеcте с семьей из Феодосии на корабле «Константин». Сергей Павлович Вилков, хорунжий Донской артиллерии, расстрелян большевиками в 1918-м. Но казачьему роду нет переводу — потомки Игната Вилкова-Колесникова и поныне живут и здравствуют на хоперской земле, ничего не зная о далеком славном прошлом своих предков.

С. КОНЦОВ,
краевед.
ОТ РЕДАКЦИИ. Написание и стиль изложения старых документов наглядно показывает, с какими сложностями сталкиваются краеведы, работая в архивах и буквально по крупицам разбирая то, о чем говорится в архивных рукописях. Спасибо великое за этот труд, благодаря которому восстанавливаются страницы прошлого, вполне заслуживающего того, чтобы о нем помнили!

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS