16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Чт 18 апреля, 23:06, °C,

«И что мне не лететь до Ленинграда?"

9 февраля отмечался День гражданской авиации. В еще не столь отдаленное время к нему имел отношение и Урюпинск.
Путь в небо в городе начали прокладывать в 1930-м, когда в районе современного стадиона установили парашютную вышку для прыжков. Один из окрестных переулков до сих пор зовется Парашютным. В феврале 1932-го открывается воздушная трасса Москва — Сталинград, и в Урюпинске, на ровном поле за кирпичным заводом, обустраивается аэродром для дозаправки и обслуживания самолетов, летающих по этому маршруту. Считалось, что место здесь очень подходящее — как раз в треугольнике Воронеж — Сталинград — Саратов. Первое здание аэропорта, прослужившее полвека, сооружается из нескольких домов, конфискованных у кулаков.
С началом войны Урюпинский аэродром поступает в распоряжение Балашовской военной авиационной школы, где готовят пилотов для фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков Ил-2. Также здесь садятся и взлетают «кукурузники» — По-2, их ремонтируют в Урюпинске, в бывших оружейных мастерских Хоперского округа на улице Вокзальной (Штеменко). Существует легенда, что в 1942-м по пути в Сталинград у нас приземлялся будущий маршал Победы — Георгий Жуков. И, пока его самолет заправляли, он ездил осмотреть танковый мост через Хопер.
После войны, с конца 50-х—начала 60-х годов, наступает золотой век местных воздушных линий. Урюпинцев уносят в Воронеж, Ростов и обратно пассажирские Ли-2. Вскоре по семь рейсов в день курсом на Волгоград начинают совершать 4-местные чехословацкие «Моравы» — миниатюрные воздушные такси. Отсюда летают даже в Москву — дважды в неделю на ИЛ-14, берущих на борт по 32 человека. Цены на перелеты не сказать чтобы низкие: билет до областного центра стоит восемь рублей, до столицы — примерно двенадцать. Это при зарплате радиста в 1961-м в том же аэропорту в шестьдесят целковых и при стоимости бутылки водки (эквивалент всему) в два восемьдесят семь.


Авиация используется в разных отраслях. «Кукурузники» опыляют колхозные поля, почту в Волгоград доставляют на воздушных тружениках — Як-12 или Ан-2, любовно прозванных «Аннушками». Обе модели способны садиться в сложных погодных условиях, будь на взлетной полосе хоть грязь, хоть снег — для нашего аэродрома это как раз подходит. Зимой с воздуха охотинспекторы подсчитывают поголовье лосей в здешних лесах. Как и сегодня, за тяжелыми больными прибывают вертолеты санитарной авиации. Юные урюпинцы, записавшись в парашютную секцию отделения ДОСААФ, с 17 лет могут покорять высоту. В аэропорту располагается метеорологическая станция, обеспечивающая летчиков погодными сводками перед вылетом.
Не стоит полагать, что аэродром в Урюпинске был чем-то исключительным. По области таких функционирует с десяток—в Серафимовиче, Нехаево, Новониколаевке, Усть-Бузулуке и других местах. Новое здание аэропорта, заброшенное и пустое уже который год, строится в 1983-м.
Впереди — времена упадка.
Пассажиропоток неуклонно снижается, потому что отечественная промышленность налаживает выпуск малолитражек для населения, а сгонять на «Жигулях» или «Москвиче» в область выходит дешевле, чем слетать на «Мораве». К тому же до Волгограда прокладывают новую хорошую дорогу. Во властных инстанциях приходят к решению: там, где хорошо налажено автотранспортное сообщение, мелкие аэродромы закрывать и развивать их только в труднодоступных и отдаленных местностях. Но наш пока еще держится на плаву.
Здесь по-прежнему базируется сельхозавиация. В 90-х годах МЭЗ приобретает самолет Як-18 — на нем над городом катают всех желающих (не бесплатно, конечно). Создается даже аэроклуб. По этому поводу в Урюпинск прилетает космонавт Игорь Волк, Герой Советского Союза и президент Федерации любителей авиации. Но это не спасает — вскоре на аэродроме остаются уже непригодные самолеты, а взлетное поле засевают подсолнечником. Последние годы своего существования аэропорт фактически бездействует — в 2001-м, немного не дотянув до 70-летия, он закрывается окончательно — похоже, навсегда — и остается лишь на старых черно-белых фотографиях и в памяти тех, кому когда-то на этом поле был «слышен визг турбин» и кто видел с небесных высот улицы и окрестности Урюпинска.
Подготовил С. ЗАВОЗИН.
НА СНИМКАХ: моменты жизни урюпинского аэродрома.
Использованы материалы и снимки краеведов Юрия Зазулина и Виктора Сивогривова.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS