16+
  • $:91.7791
  • €:98.0270
Пн 29 апреля, 01:24, °C,

Не просто железка, а часть истории

Эта железка, обнаруженная в местных окрестностях, — по мнению знатоков, гусеничный трак от трактора С-80 или С-100 эпохи СССР. Под такой литерой выпускались «Сталинцы» — легендарные машины ушедших времен, названные в честь Иосифа Сталина. О чем же может рассказать кусок металла, извлеченный из земли?

Налаживание производства собственной тракторной техники для Советского Союза было крайне актуально — шла коллективизация, требовалось обрабатывать большие площади, лошадки с плугами уходили в прошлое. Поначалу трактора закупали за границей, потом стали изготавливать сами. С-60 и С-65, самые первые «Сталинцы», скопированные с американского «Катерпиллера», с конвейеров Челябинского тракторного завода сошли еще до Великой Отечественной войны. И с ее началом ушли на фронт — с помощью тракторов тягали тяжелые артиллерийские орудия. С-80 стал первой послевоенной моделью, выпускавшейся до начала 60-х годов (цифра в названии обозначала количество лошадиных сил в двигателе).
«Сталинцы» работали и в местных МТС — машинно-тракторных станциях, обслуживавших тогдашние колхозы и совхозы. Владимир Алексеевич Берестнев, уроженец хутора Беспаловского, давно интересуется краеведением. Вот что он вспоминает:
— Такая станция была и в нашем хуторе. В свое время в МТС пришло больше десятка больших гусеничных тракторов С-60 (позднее С-80). Эти мощные трактора в одиночку тянули комбайны или спаренные прицепные плуги, на которые полагалось по два прицепщика. Большого распространения в селе трактора не получили, так как запасные части были тяжелыми и самым слабым местом у них была ходовая часть. Катки, на которых располагалась гусеничная лента, буквально сгорали от трения за летний сезон, да и сама лента выдерживала от силы столько же. Эти машины не были приспособлены для больших перегонов, им требовалась нагрузка, а в пахоте бесконечные перегоны с плугом по полю. Все трактора советскими конструкторами были скопированы с американской техники.
Без таких тракторов не обходилась ни одна стройка тех лет, будь то возведение многоэтажки в нашем городе или работы по мелиорации в районе. Вскоре подоспела новая модицификация — С-100 — с более высокой мощностью и комфортабельной по тем временам кабиной, но с такими же широкими гусеницами. «Эсаки», как их прозвали в народе, на заводе собирали до середины 60-х. Они потрудились в народном хозяйстве еще долго.
На базе этой машины планировалось выпустить модернизированный С-100М, но с развенчанием культа личности марка «Сталинец» уже не годилась. Потому появился Т-100М, на базе которого выпускали больше двух десятков разных модификаций. Позже наладили выпуск Т-130 — в одной лишь Урюпинской ПМК-113 их имелось несколько десятков, с их помощью делали пруды и много чего еще. Вот сколько всего можно вспомнить, взяв в руки, казалось бы, простую железяку, неведомо сколько лет пролежавшую в земле…
С. ВЛАДИМИРОВ.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS