16+
  • $:91.7791
  • €:98.0270
Пн 29 апреля, 04:24, °C,

Монастырское подворье в станице Урюпинской

Сегодня его назвали бы чем-то наподобие филиала, а тогда это именовалось вторым подворьем Усть-Медведицкого Преображенского женского монастыря, действовавшим в станице Урюпинской в конце XIX — начале XX века и располагавшимся по нечетной стороне современной улицы Чапаева, напротив пристройки к нынешней гимназии. Еще одна малоизвестная страница прошлого нашей малой родины...

Подворье было открыто в память чудесного спасения царской семьи во время крушения императорского поезда в октябре 1888 года. Богородицкую церковь, названную во имя иконы Пресвятой Богородицы, на подворье построили позже на средства игуменьи Арсении Себряковой, управлявшей монастырём. Церковь, не имевшая прихода, располагалась на территории станичного ярмарочного поселения, где проживал, в основном, приезжий и торговый люд, на улице Покровской, как тогда именовалась Чапаева, недалеко от окружного и реального училищ (в здании первого потом находилась библиотека нынешней гимназии, второе сейчас занимает кадетская школа).
Храм с шестью куполами возвели полностью из красного кирпича с орнаментом и фигурной кладкой, придававшими торжественность. С западной стороны, где был главный вход, примыкала колокольня, с восточной — алтарь. Над пирамидальной крышей основного здания, над колокольней и алтарем на барабанах, отделанных рельефными кирпичными узорами, высились луковичные главки, крытые крашеным листовым железом. Утвари было достаточно, а «кружечных» доходов, к примеру, за 1915 год получили 1188 рублей 10 копеек — сумму по тем временам солидную. За казну отвечали старшая монахиня и заведующая подворьем.
При церкви имелись два сада, огород и различная недвижимость. Дома для священника, построенные тщанием неизвестных пожертвователей, являлись собственностью монастыря. Всего же церкви принадлежало три добротных двухэтажных дома (где нижний этаж кирпичный, а верхний — деревянный), крытых железом; четыре деревянных дома на каменном или кирпичном фундаменте с такой же кровлей; два сарая, крытых тёсом; каменный амбар, деревянный флигель, домик для надворных служб. Были жилые помещения для монахинь — кельи, а также трапезная, помещение для занятий рукоделием и швейная мастерская. В нашем музее хранится скатерть, сплетённая послушницами обители в технике филейного вязания. Территорию обители, с севера упиравшейся в мастерские окружного училища, окружал деревянный забор.
В монастырской ведомости за 1913 год упоминается, что в подворье пребывало три монашки, 42 послушницы и двадцать девочек (приходящих). Для них при монастыре была школа грамоты, открытая в 1891 году. Ученицы из числа сироток и детей из бедных семей осваивали также швейное дело и рукоделие. Так как монастырская церковь не имела прихода, школа содержалась на личные средства священника и средства от продажи продукции мастерской.
На территории монастыря хоронили священников, о чём упоминает церковно-приходская летопись Христорождественской церкви станицы Урюпинской. В 1920 году сделана такая запись: «2 августа умер священник монастырской церкви Пантелеймон Боголюбский. Погребение совершено около монастырского храма». В других источниках обнаружились еще четыре фамилии служителей монастырского храма. Первым ее священником был Михаил Федоров, родившийся 8 ноября 1829 года в Урюпинской станице, сын дьячка казачьего происхождения и довольно зажиточный человек (у него имелось три дома и фруктовый сад). Служил пономарём, дьячком, диаконом в местных храмах. Скончался в 1909 году «ноября 18 дня». В разные годы в храме служили Иван Дикарев, Дмитрий Андреев, а последним священником Богородицкой церкви до ее закрытия в 1923 году стал Михаил Зачиняев.
Черничкин сад — это место известно всем горожанам. По одной из версий, название возникло благодаря находившимся там какое-то время кельям послушниц — черничек, проживавших вне подворья, но поддерживавших с ним связь. Чернички усердно ухаживали за садом со множеством плодовых деревьев и кустарников.
Подворье обустроили именно на Покровской, думается, неслучайно. Усть-Медведицкий Преображенский монастырь был первоначально мужским, особо почитаемым среди донских казаков. На престольный праздник Покрова казаки ездили по монастырям на поклонение святыням, Покров в станицах праздновался особо торжественно. Особенностями донских монастырей являлись «дома для увечных», «сиротские дома» и только во вторую очередь — религиозные общины. При этом почти все монахи были казаками, принявшими постриг в преклонном возрасте. До этого часть добычи, отнятой у неприятеля, жертвовали монастырю. Также в нем оставляли на хранение ценные вещи, которые нельзя было держать в городках из-за возможных вражеских набегов. Монастырские обители принимали в своих стенах раненых казаков, снаряжали их для царской службы. В 1785 году вышеназванный был преобразован в женский, таковым он и оставался до самого своего закрытия в 1928-м. Сюда уходили вдовы, чьи мужья не вернулись из походов.
В июле 1928 года Усть-Медведицкий округ упразднили, его территория вошла в состав Хопёрского округа. Окружные власти к борьбе с «религиозными пережитками» отнеслись очень серьезно. Монахиням предъявили непомерную оплату за проживание в обители, которую им пришлось покинуть 28 августа 1928 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. В декабре этого же года двадцать монахинь с настоятельницей игуменией Святославой были арестованы и отправлены в дом заключения, то есть в Урюпинскую тюрьму. Им вменяли организацию массовых протестов в станице, пособничество белогвардейцам во время Гражданской войны и многое другое. Монахинь приговорили к высылке на три года из Нижне-Волжского края в Самару.
В станице Урюпинской второе монастырское подворье было закрыто местными властями еще раньше, в марте 1923-го. Церковному совету Христорождественского храма было указано на несоблюдение советского законодательства — по существовавшему положению церковной общине мог быть передан только один храм, наличие второго являлось нарушением. Церковный совет принял решение о закрытии Богородицкой церкви и передаче подворья вместе с имуществом местному исполкому. Группа монахинь, чтобы воспрепятствовать закрытию подворья, приехала в станицу. На следующий день около церкви собралось до ста протестующих. Толпа двинулась к исполкому, чьи представители отказались от ответственности за принятое решение и переложили её на церковный совет. От исполкома люди направились к Христорождественской церкви. К ним вышел настоятель протоиерей Пётр Протопопов, объяснивший, что нет возможности «обслуживать» два храма и потому придется вынужденно закрыть Богородицкую церковь. Объяснения авторитетного в станице священника возымели действие — народ разошелся. На следующий день состоялось закрытие Богородицкой церкви монастырского подворья с передачей её имущества по акту местному совету. Объяснения относительно событий 1923 года содержатся в следственном деле в виде показаний священников Петра Протопопова и Михаила Зачиняева, бывшего настоятеля Богородицкой церкви, хранящемся в архиве УФСБ по Волгоградской области.
В 1932 году Богородицкая церковь в Урюпинске была разрушена — город лишился красивого архитектурного сооружения. По воспоминаниям Валентины Михайловны Дроновой, прожившей в этом месте не один десяток лет и умершей в 2016-м, по периметру вокруг второго деревянного этажа двухэтажного здания, где находились кельи монашек, были длинные деревянные балкончики. И она в детстве бегала по ним вокруг дома. Позже второй этаж обложили кирпичом, и двухэтажка прослужила многочисленным жильцам ещё целый век. К 2017 году все здания вместе с сараями на бывшей монастырской территории были снесены за ветхостью. Но те, кто жил там, в разговорах так и называли свое место проживания монастырским подворьем. Людская память бывает долгой.

Н. АРБУЗОВА,
заведующая отделом
этнографии Урюпинского
художественно-
краеведческого музея.
НА СНИМКАХ: монастырское подворье и Богородицкая церковь в станице Урюпинской.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS