16+
  • $:91.7791
  • €:98.0270
Пн 29 апреля, 08:39, °C,

Кому нужны старики?

Бывало такое: знакомишься с человеком лет 80-90 и думаешь, какую же, наверное, счастливую жизнь он прожил, сколько всего повидал! Воображение сразу рисует картинку: старик, окруженный вниманием и заботой любящих детей, внуков, правнуков… Но бывает старость и другая, когда солидный возраст означает одиночество, беспомощность и букет болячек в придачу. В сегодняшнем материале мы расскажем о таких историях.


ХОТИМ В ДОМ ПРЕСТАРЕЛЫХ
…Виктору Александровичу почти девяносто лет, его супруга на несколько лет старше. Вместе они прожили 67 лет. Со временем к морщинам, седине и заболеваниям телесным, добавились еще и проблемы с ментальным здоровьем.
— Вчера проснулись, а она мне и говорит: ты зачем ночью заменил всю мебель в квартире? — рассказывает пенсионер. — Бывает, обвиняет меня в том, что я украл у нее какие-то вещи, или что ко мне в гости захаживают чужие женщины. В общем, совсем плохая стала у меня бабушка. Стало страшно жить — или со мной, или с собой что-нибудь сделает.
По-научному это называется деменцией или старческим слабоумием, когда человек часто становится обузой не только для родственников и окружающих, но и для самого себя. Помочь старикам оказалось некому — дети умерли, внуки разъехались и живут своей жизнью. Подумал Виктор Александрович и решил определить и себя, и супругу в дом престарелых — чтобы получить столь желанные в их возрасте внимание, заботу и уход.
— Походил по кабинетам, везде суют в руки какие-то бумажки, а что и как делать нужно, непонятно. Подскажите, с чего начинать? — с таким вопросом он пришел к нам в редакцию.
Стариков откровенно жалко. Подумалось, до какой же степени они истосковались по нормальному человеческому отношению, что решили искать его в доме-интернате? Чтобы, «доживать в спокойствии». Вот тебе и счастливая старость!
Оказалось, что попасть в дом престарелых не так уж просто, одного желания тут мало. Услуга эта платная, за проживание и уход у пенсионера будут забирать 75% от пенсии. Основное условие для размещения — отсутствие родственников, которые могут регулярно оказывать помощь пожилому человеку. Чтобы попасть в государственный дом престарелых (есть и частные) нужно обратиться в органы соцзащиты по месту жительства и собрать внушительный пакет документов, включая медкарту, справки об инвалидности, из Пенсионного фонда. Процесс этот небыстрый. Если человека признают нуждающимся в социальном обслуживании, его поставят в очередь на получение места, тянуться она может месяцами и даже годами. Могут и вовсе отказать, например, если при проверке обнаружится, что у дедушки или бабушки есть трудоспособные родственники, или сами они сохранили трудоспособность. Не возьмут в дом престарелых и больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией и психическими заболеваниями. Нуждающиеся в постоянном уходе могут лечь на социальную койку (у нас они есть, например, в Добринской участковой больнице) и уже оттуда определиться в дом престарелых. Проблема в том, что для пожилого человека сам поход по инстанциям, сбор справок, анализов и прочего — уже великая сложность. «Кто бы помог со всем этим?» — таков был вопрос нашего героя, когда мы рассказали ему описанный выше алгоритм.
— Вообще определение пожилого человека в дом-интернат для престарелых — это уже крайний случай, сейчас это практикуется нечасто, — говорит начальник отдела по делам ветеранов, инвалидов и работы с семьей «Центра социальной защиты населения по городу Урюпинску и Урюпинскому району» Елена Зайцева. — Сейчас активно развивается система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Главная цель — помочь одинокому человеку остаться дома и не переезжать в дом престарелых, обеспечить достойный уровень жизни и максимальную реабилитацию. Нуждающийся в постоянном постороннем уходе имеет право воспользоваться услугами социального работника, который не только будет помогать ему по дому, но и поможет пройти по врачам и соберет все необходимые справки.
При нашем содействии Виктора Александровича с женой посетили работники соцзащиты, скоро у них появится соцработник. А это значит, что пенсионеры будут под долгожданным присмотром. Пусть приглядывать за ними будет и неродной человек, но зато старики будут жить в доме — собственном, а не казенном.
НИКОМУ НЕ НУЖНА
Бывает и по-другому: вроде и родственники у человека есть, а он все равно просится в дом престарелых.
Вот такое письмо пришло в редакцию еще весной:
«…У меня беда. Дома боюсь жить. У меня в хате приспособился творить мерзости неуловимый Ян. Он испортил стенку, шкафы, буфет, обрызгал накладушки на креслах, испортил входную дверь и другие пакости сделал… Я бы хотела уйти из дома в дом престарелых, согласна уйти в чужую семью…»
Из письма стало понятно, что человеку срочно нужна помощь. Хотя бы для того чтобы разобраться с душевным здоровьем. Связаться с Марией Ивановной, автором письма, нам не удалось. В соцзащите подтвердили: да, знаем эту женщину, одно время состояла на соцобслуживании, а потом почему-то от него отказалась. Выяснилось, что у Марии Ивановны есть дети, одна из дочерей живет совсем рядом, в одном из местных хуторов. Наверняка иногда проведывает мать. Тогда почему пожилой человек просится в чужую семью? В социальных органах нам пообещали взять ситуацию на особый контроль.
Нам же в этой связи хотелось сказать вот о чем. Конечно, сказать, что государство ничего не делает для ухода за своими пожилыми гражданами нельзя. Внедряется так называемая система долговременного ухода, развивается социальное обслуживание как на дому, так и в стационарной форме. Дожив до старости, можно пользоваться услугами соцработника или организовать социальную семью. Есть, наверное, и другие услуги. И было бы странно, если было бы как-то иначе, ведь человек большую часть жизни платит социальные взносы и, по идее, может рассчитывать на достойный уход и присмотр, гарантированные государством. На практике же чаще всего получается иначе. Нет, конечно, есть редкие случаи, когда родители, пережив своих детей, вынуждены идти в дом престарелых на казенные харчи. Но чаще всего уход за пожилым человеком ложится на плечи ближайших родственников — детей или внуков. Никто, конечно, не призывает, бросать своих стариков на произвол судьбы или, опуская глаза, сдавать их в дом престарелых. Но жить с ними одной семьёй, как это было до революции, сегодня сложно. Жизнь, как ни крути, сильно изменилась, поэтому это тяжело и пожилым, и молодым. Так что брать к себе престарелого родственника не лучший вариант. А другого выхода нет: мы получаем нищие зарплаты и нищие пенсии, которых не хватит на оплату даже сиделки, не то что хороших условий пансионата, как, например, в Германии. Вот и приходится детям и внукам самим заботится о родителях, порой жертвуя ради них карьерой, успехом, личной жизнью. Почти как у Пушкина: печально подносить лекарство, вздыхать и думать про себя: когда же бог возьмет тебя. Нищета — вот причина всего. А не ментальность. Мол, нормальный сын мать в стардом никогда не отдаст. Кто-то из политиков недавно задался вопросом: почему в России при ее несметных богатствах такое нищее население? Эх, знали бы ответ, наверное, и жили по-другому.
Д. СЕРГЕЕВ.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS